Добрый день всем Почетным Рукодельницам!
Сегодня, в очередной раз мы с вами встречаемся в рамках рубрики «Энциклопедия
рукоделия». На этот раз, темой нашей встречи будет невероятно красивое
искусство под названием витраж.
Витраж — произведение декоративного искусства
изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное
на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного,
в каком-либо архитектурном сооружении.
История цветного стекла уходит в глубь веков. Помимо
открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли
способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли
стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных
храмов, а к второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства
научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние
греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из
цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре и затейливых резных
цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была
изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном
производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного
стекла в окна наиболее роскошных зданий.
Но то, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в
эпоху христианства. По некоторым литературным источникам можно предположить,
что прототип витража в эпоху раннего христианства представлял набор из
разноцветных кусочков стекла разной величины, куски стекла укреплялись с
помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в
оконные проемы. Так, епископ Фортунат (VI в.) в торжественных стихах
прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект
первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Римский поэт
Пруденций (IV-V вв.) посетивший двор императора Гонория, сравнивает цветные
стекла в окнах базилики апостола Павла с весеннем лучом, усеянным яркими
цветами. В V–VІ вв. Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в
городах Галии, затем они появились в Германии и Англии.
Лучезарность ранних
витражей соответствовала метафизическим концепциям связи света и духа,
разработанным теоретиками раннего христианства. Витраж воспринимался как
посредник между земными и божественными сферами. Таинственная эманация
спектральных лучей легко интерпретировалась как метафорическое выражение
божественной силы и любви. К сожалению, история не сохранила практически ни
одного целого экземпляра, созданного в период раннего христианства (до XI
века).
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими
прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли
орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные
витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме
стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических
соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены.
Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху
Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника
выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не
были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и
подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в
России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от
французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления
разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство
находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел
к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий
разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых
рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали
технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа
еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий
России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные
средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе,
предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были
вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.
В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного
искусства, которое за короткий период 1880—1910-х годов достигло необычайного
расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в
области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны
новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Основные художественные
принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально
окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе
витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил
художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху
эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце
XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не
только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило
сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было
жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы»
окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки,
затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж
«вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных
букв преобразили облик города.
Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных
кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов
прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных
инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа
соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для
плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых
причудливых форм.
С началом Первой мировой войны в 1914 году объемы
стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в
стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. После
Октябрьского переворота все крупные частные производства были
национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в
структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили свое
существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь
в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным
просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху —
советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами,
находками и экспериментами.
Виды современных витражей
Пескоструйный витраж
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой
группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к
пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей,
а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило,
орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с
примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался
как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая
пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются
отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки
и др.
Наборный витраж
Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без
росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или
заранее нарезанных стекол.
Спечной витраж (фьюзинг)
Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой
рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или
путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Расписной витраж
Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все)
стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или
она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные
вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Травленый витраж
Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол
(филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике
травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также
расположением в секциях рам.
Паечный витраж
Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника
витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других
техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную
в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого
стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных
печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое
целое.
Фацетный витраж
Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по
периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и
полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это
усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что
увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более
прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в
межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать
нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый
оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи
видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для
мебельных витражей.
Комбинированный
витраж
Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько
приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное
остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем
подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем,
когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид
орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет
добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при
создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании
атмосферы, построенной на контрастах.
Кабошон
Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном
прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним
видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может
быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в
оправу, а также более сложной формы.
Узор «Мороз»
Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи
нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее
запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом
поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея
уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости
соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает
отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим
рисунком напоминающая морозные узоры на окне.
Нацвет
Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более
толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при
«горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной
обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный
рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).
Травление
Травление — техника, основанная на способности плавиковой
кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При
таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают
возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.
Многослойное
травление
Многослойное травление — травление специальными составами в
несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную
глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением.
Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто
заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в
один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного
снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится. Обозначения
оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения
оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В
классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для
производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы
и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает
свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок,
отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.
Рюмочная плитка
Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки
витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными
свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе
изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных
плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть
ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.
Транспарант
Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) —
просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на
просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми
составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или
темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была
популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно
сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с
обжигом).
Эрклез
Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой
глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие
вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются
специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет
особенно искрится.
Бендинг
Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему
полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но
температурный режим и оснастка другие.
Шебеке (панджара)
Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным
переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными
стеклами.
Контурный заливной
витраж
Контурный заливной витраж - на лист стекла наносится
изображение акриловыми полимерами. 1-й этап - нанесение контура: имитация
свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что
придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к
внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й
этап - заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными
полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать
максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может
применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически
травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных
эффектов.
На сегодняшний день, витраж активно используется не только в храмах и церквях. но и в умелых ручках рукодельниц. Далее вы можете пройти по ссылкам и увидеть различные мастер-классы в технике витраж.
Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!