Добрый день, дорогие любители литературы. Сегодня мы окунемся в интересный, захватывающий и многообразный мир фантастики. Главным образом, речь будет идти о научной фантастике. Однако, мы не обойдем вниманием и другие близкие ей жанры.
Термин "фантастика" происходит от греческого слова φανταστική (phantastike), что означает искусство воображения, фантазия. Фантастическая идея, элемент необычайного, нарушение границ реального и принятых условностей - вот чем пользуется фантастика.
Современная фантастическая литература - это сложная структура, включающая в себя множество жанров. Сейчас стало модным переплетать их между собой. В некоторых случаях просто невозможно определить, к какому же жанру фантастики относится произведение. Однако, преданные читатели не рассуждают на такие темы. Они с упоением вчитываются в строки, а их воображение рисует немыслимые картины. И если книга действительно захватывающая, то она захватывает читателя целиком.
Человечество никогда бы не достигло положительных результатов в освоении космоса, в науке и технике, в медицыне, если бы не умело мечтать. Сейчас, в 21 веке, мы замечаем, как многое, казавшееся когда-то невозможным, сегодня стало для нас привычным. Мы поднимаемся в небо, опускаемся на немыслимые глубины, подобно Богу создаем новые виды растений... А ведь все это когда-то было фантастикой. Вспомним знаменитого и любимого многими писателя Жуля Верна. Он писал о подводных лодках, когда таковых еще и в помине не было. Но писатель так подробно описывает свой "Наутилус", такое значение уделяет деталям, настолько четко изображает ее инженерные особенности, что кажется, будто он описывает лодку с натуры.
Великий талант и способность мечтать позволяют писателям-фантастам видеть сквозь пелену веков, видеть будущее полное всего необычного. Уместно будет упоминуть и об Алексее Толстом. Он подарил нам фантастический роман "Гиперболоид инженера Гарина". Интересно, что на написание этого романа Толстого натолкнул завораживающий вид Шуховской башни, больше известной как Шаболовская телебашня. Автор знакомит нас с фантастическим изобретением человека, который мечтает покорить мир. Его устройство - это аппарат, испускающий тепловой луч огромной мощности, способный преодолевать и разрушать любые преграды. Это вам ничего не напоминает? Роман был закончен к 1927 году. А сейчас лазерный луч успешно используется в медицине, в электротехнике, в военных целях. Богатое воображение писателя позволило ему заглянуть в будущее. А может, наоборот, нынешние ученые и инженеры черпают идеи у писателей фантастов? Вопрос, конечно, спорный, но интересный.
Внимания заслуживает и еще один русский писатель-фантаст Александр Беляев. Он написал более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов. Некоторые из них очень широко известны, например, "Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля", "Остров погибших кораблей". Его истории полны провидческих идей. Его смело можно называть русским Жулем Верном. Однако, находились и жесткие критики творчества Беляева. Его обвиняли в слабом социально-моралистическом посыле произведений и даже в садизме над героями, над которыми проводились физиологические эксперименты. Его работы выходили в печать в 20-30-х годах прошлого века. Еще не прошло и 100 лет, а мы уже видим, какими гигантсими шагами идет вперед наука. Мы видим, как медики научились вырашивать отдельные органы, возможности трансплантологии почти безграничны. Странно это говорить, но мы с вами и есть люди из будущего.
Каждое фантастическое произведение вызывает у читателя большой интерес. Сюжет всегда заманчив. Возникает желание узнать, что будет дальше. Писатели, подарившие миру эти фантастические рассказы, обрекли себя на вековую славу и бессмертие своего творчества. Уже многое из того, что они описывали, стало реальностью и успешно применяется в жизни человека. Видимо, они догадывались, что многие их фантазии воплотятся теми, кто придет после них. Через десятки лет по сюжету их произведений снимаются прекрасные фильмы.
Пионером кинофантастики был французский режиссер Жорж Мельес, который на рубеже 19 и 20 веков снял ряд фантастических фильмов, в том числе и знаменитое "Путешествие на Луну". Это была короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романа Жюля Верна "Из пушки на Луну" и роман Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Режисер снял этот фильм по собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его же частной студии и силами его актерской группы.
Жорж Мельес, бывший циркач, создал первые спецэффекты, позволявшие изображать на экране невозможное в жизни. В дальнейшем развитие кинофантастики было неразрывно связано с реальным научно-техническим прогрессом, так как этот жанр сильно зависел от технологий, позволявших воплощать на экране фантастические образы - мир будущего, инопланетян, роботов и т.д.
Давайте теперь попробуем разобраться в структуре фантастики, как глобального явления, выделим ее жанры, формы и направления. Вообще, классификация фантастики - это сложный и спорный вопрос. В настоящее время исскуствоведы и литераторы не имеют одной общепринятой классификации. Эта проблема связана с тем, что нет четкого определения самого термина фантастика. Существует два подхода. Первый определяет фантастику как жанр литературы и искусства. Второй называет фантастику лишь приемом в литературе и искусстве. Однако, все же можно найти некие закономерности и общие принципы в фантастических литературных произведениях и разделить их на жанры.
Во-первых, произведения можно разделить по сожержанию и выделить следующие жанры:
1. Научная фантастика.
2. Альтернативная история.
3. Социальная фантастика.
4. Фэнтези.
5. Ужасы (хоррор и триллер).
6. Магический реализм.
Во-вторых, произведения можно разделить по стилю изложения:
1. Детективная фантастика.
2. Юмористическая фантастика.
И, в-третьих, по роду литературы:
1. Фантастическая проза.
2. Фантастическая поэзия.
3. Фантастическая драма.
А ведь есть еще и смежные жанры и поджанры... Предлагаю больше не копать вглубь, а обратиться к истокам.
Фантастика как жанр литературы берет начало из мифов, фолклера и волшебных сказок. Это форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается несовместимая с точки зрения логики картина Вселенной. Одно из первых широко известных произведений, которое можно отнести к жанру фантастики это "Одиссея" Гомера.
"Одиссея", как и другое известное произведение Гомера "Иллиада", изобилует мифическими элементами. Это встречи с циклопом Полифемом, с волшебницей Киркой и с богом Эолом. Однако, скорее всего, Гомер не ставил перед собой задачи сочинить именно фантастические произведения. Просто таков был общий принцип повествований. Гомер отразил в них реалистичную картину последних веков Древней Греции. Раскопки и расшифровка древних текстов показали определенные параллели с событиями поэм. Произведения античных времен сочетают в себе фантастические путешествия и утопии, фантастические приключения по разным местам Земли и тематику любовного романа.
С V века до н.э. возникает и растет интерес к чудесному. Его выражением стал особый жанр нехудожественной прозы - парадоксография - жанр сочинений о чудесных и необыкновенных вещах, об удивительных предметах и явлениях природы, животных и растениях, сооружениях, обычаях дальних народов и т.д. Особенно много сочинений подобного рода появляется в период барокко. Парадоксографическая традиция отразилась, например, в "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле и в "Путешествия Гулливера" Свифта.
В период Средневековья, начиная с XII века, происходит формирование нового литературного жанра - рыцарский роман. Мотивы волшебных сказок проникают и в него. Таким образом роман становится прибежищем всего чудесного, фантастического и странного. Основой для многих рыцарских романов стала ирландская и кельтская мифология. Рыцари отправляются в иные чудные страны, где их ждут невероятные приключения и слава. Иной мир встречает героев трудными переправами туда, опасными испытаниями, но и вечной молодостью и изобилием. При этом чудесное переплетается с обыденным. И все это каким-то образом увязывается с узкими рамками церковного каталитического канонического мироощущения. Легендарный средневековый роман "Тристан и Изольда" по большому счету является историей о несчастной любви, о преданности Родине и уважении королю. Но есть в романе и свобода творческой фантазии, новый индивидуальный психологический и нравственный опыт. Тристан странствует, сражается с великаном и побеждает его. Затем случайно вместе с Изольдой выпивает любовный напиток. А в конце истории на их могиле разрастается терновник, как бы его не рубили. И все эти фантастические мелочи и чудесные дополнения и делают роман особенным, незабываемым, а саму историю любви бессмертной.
Эпоха Возрождения знаменуется появлением более религиозных фантастических произведений. Огромное влияние на литературу оказывают религиозно-мифологические образы Библии. Начинает зарождаться, близкий к научной фантастике, утопический жанр. Уильям Шекспир пишет "Бурю" - произведение, сочитающее в себе фантастику с мечтой о сказачном царстве справедливости. Джон Мильтон пишет "Потерянный рай", стихотворное описание истории первого человека Адама. Появляются произведения, в которых противопоставляются земная действительность и сверхъестественное существование. Таким является "Божественная комедия" Данте. Надо отметить, что это настоящий памятник той эпохи. Это настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, филосовских, моральных и богословских знаний. В своем произведении Данте детализирует представления об аде, рае и чистилище. Все это полная фантазия автора, основанная на католических традициях.
В 17 и 18 веках фантастика не имеет самостоятельного значения. Она лишь дополнение к трагическим историям и интригам. Писатели черпают вдохновение из газетных хроник. Они пишут о роковых страстях, жестоких убийствах, об одержимостью дьяволом. Фантастические образы стоят на службе эротических похождений. И это не делает чести фантастике как жанру.
И вот, наконец, 19 век, а за ним и 20. Начало расцвета фантастики. Ключевой фигурой этого жанра стал Герберт Уэллс. Его книги "Машина времени", "Война миров", "Человек-невидимка" и др. послужили основой для множества подражаний. Фантастика стремилась предсказать, предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Интересно, что в детской литературе развивается новый облик фантастического мира - мир игрушек. Это и плюшевый Винни-Пух с опилками в голове, и деревянный мальчик Буратино, и карточные королевы из Зазеркалья.
Фантастика остается одним из самых любимых читателями жанров. Человеческая фантазия столь широкая и разносторонняя, что каждая книга этого волшебного жанра неожиданна и неповторима. Идеи этих произведений, мысли персонажей помогают и нам расширить границы мышления, строить какие-то предположения, заглянуть за грань возможного. Фантастика помогает нам видеть не только наше будущее, но и прошлое, которое также загадочно.
Спасибо за внимание. Читайте много и с удовольствием!
https://ru.wikipedia.org
http://demsvet.ru/
http://www.filoso.info/
http://smallbay.ru/
Artigo muito interessante! Ótima pesquisa e muito bem elaborado... gostei e agradeço!
ОтветитьУдалитьMarlei do Brasil