Добрый день!
Сегодня мы встречаемся впервые в
новом году, и как вы уже знаете темой 2013 года в нашем блоге, являются страны.
В этом месяце у нас Россия, и соответственно, я расскажу вам о традиционных
русских видах рукоделия. Что же мы можем сюда отнести? Вышивка, вологодское
кружево, оренбургский пуховый платок и тканый павлопосадский платок, искусство
росписи: Хохломская, Урало-Сибирская, Палехская лаковая миниатюра (шкатулки,
посуда), Жостовская роспись. Знаменитая Гжель. Есть еще
вятская (дымковская) глиняная игрушка, Богородская деревянная игрушка, волжская
домовая резьба, грязовецкая резьба по дереву.
О вышивке вы уже узнали вот из этой статьи. Так что я поведаю о некоторых других вышеперечисленных искусствах.
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.
Источник |
Источник |
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
Источник |
Источник |
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Источник |
Источник |
Дальше еще много интересного!
Хохлома
Источник |
Источник |
Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.
В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.
Источник |
Источник |
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Оренбургский пуховый платок
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
Источник |
Источник |
Пуховые платки работы оренбургских пуховязальщиц такие же ценные и самобытные образцы народного художественного творчества, как и всемирно известные вологодские кружева.
Пуховязальный промысел в России возник очень давно: примерно двести лет назад. Появившись первоначально в Оренбургском крае, он затем получил распространение в Пензенской губернии.
Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков
Источник |
Источник |
Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Источник |
Источник |
Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.
Источник |
Источник |
Источник |
Резьба по дереву
Источник |
Источник |
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.
Источник |
Источник |
Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.
Гжель
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Источник |
Источник |
Источник |
Источник |
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Источник |
Источник |
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа также называется «Гжель». Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок «Известкового завода» или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и «Посёлок Кирпичного завода» или «Труженик».
Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!
Спасибо за интересную статью! Все такое красивое! И главное родное!
ОтветитьУдалитьПриятно что вам понравилось)))
УдалитьЛеночка, спасибо за статью, очень интересно и так красиво!!!
ОтветитьУдалитьРада что понравилось)))
УдалитьСпасибо за статью! Как же все красиво и самобытно)!
ОтветитьУдалитьДевочки, очень интересную тему затеяли!
ОтветитьУдалитьА теперь бы поподробнее о русском кружеве:елецком, михайловском....
Спасибо за интересную статью! Я многих фактов не знала. Я бы еще добавила в статью информацию о кадомском венизе - невероятной ювелирности искусство игольной вышивки, появившееся при Петре 1.
ОтветитьУдалитьФоамиран листовой
ОтветитьУдалитьадениум семена и врослые адениумы