вторник, 17 января 2017 г.

"ОБЪЕКТИВный взгляд". Снимаем живой мир

Здравствуйте, уважаемые рукодельницы!

В январе - месяце в нашем блоге мы часто и «рукодельно» говорим о биологии. Сегодня мы поговорим о биологии еще и «фотографически». Да-да, наш первый выпуск вновь открываемой рубрики «ОБЪЕКТИВный взгляд» тоже будет посвящен живым существам - непредсказуемым, совершенным и грациозным.
А вести рубрику будет наш фотодизайнер Наталия Долгова.

Они живут рядом с нами, вокруг нас, но… в абсолютно другом мире. Когда мы начинаем присматриваться к нему и задумываться, то краски в нем обретают удивительные цвета и насыщенность. Солнечный свет там сияет особенно. Там другие ритмы, пропорции. Кажется, там даже время течет по-особенному. Там все живет единой жизнью, все неразрывно связано и каждый находится на своем месте – цветы, насекомые, животные…
Именно поэтому для нас, людей, съемка живого мира всегда была и неизменно остается очень увлекательным занятием. 

Думаю, мы с вами не будем претендовать на звание  фотографов – анималистов, фотонатурастов и фотоохотников.  Но для себя разберем и запомним основные моменты, знание которых позволит нам делать красивые кадры живого мира, которыми мы сможем любоваться и делиться ими с другими. 
Наши домашние питомцы – собаки и кошки.
Любовь

Вы должны всей душой любить свою модель и как можно больше знать о ней. 
Если питомец ваш – все отлично. Если же нет, обязательно разузнайте у хозяина как можно больше о его размере, цвете, породе и, соответственно, темпераменте. Чем можно увлечь животное, а чего, наоборот, лучше не делать.  Животному, как и человеку,  необходимы комфортные условия.  И для успешной съемки такие условия нужно ему создать.




Настроение и состояние
Если вы не расположены в душе к проведению съемки или о чем-то беспокоитесь, то ваше напряжение и тревога могут передаться животному. Поэтому перед съемкой важен отличный настрой: хорошенько отдохните сами и дайте отдохнуть питомцу перед тем, как начать съемку.
Подготовка «модели»
Животное должны быть накормлено, а для получения качественных красивых кадров и, как минимум, причесано.  




Выбор места, концепция съемки

Самые лучшие снимки получаются в естественной для животного среде обитания и тогда, когда животное показано в контексте своей жизни. Поэтому для получения качественных снимков на долгую память к фотосессии нужно готовиться заранее! Продумайте место проведения съемки. Продумайте сюжеты снимков. Что бы вы хотели запечатлеть? Что показать на своих фотографиях. Помните, что главное в снимке – это те эмоции, которые он вызывает у зрителя. Поэтому если вы будете пытаться сказать что-то своими изображениями, а не просто бездумно снимать, они будут говорить со зрителем на эмоциональном уровне. Более того, заранее продумывая съемку, мы сможете прихватить нужный тематический реквизит, а также проработать вопросы фона и света.


Выбор времени съемки
Если вы хотите спокойной размеренной съемки,  запланируйте фотосессию на то время, когда обычно животное несколько сонно. В это время будет намного легче удержать его на одном месте.  Если хотите более динамичной съемки – на то время, когда ваш питомец энергичен.  Бывает, что животное «не в духе» или заболело, тогда, безусловно, съемку лучше перенести на другой раз.

Освещение
Яркий, но рассеянный свет – вот наилучший выбор для съемки. Старайтесь использовать естественное освещение. Идеальное место съемки – парки, скверы, лужайки, поляны - на природе. 
Не проводите съемок в полуденное время – при ярком солнечном свете. Лучше делать это в утренние или вечерние часы, когда солнечный свет еще ярок, но уже мягок, не дает резких теней и не слепит. 
При съемке таких крупных животных, как кошки и собаки, рекомендуется избегать использования вспышки. Она может не только постоянно отвлекать животное от съемки, но и напугать его, вызвать агрессию. От вспышки на снимках животных проявляется эффект «красных глаз», бывает сложно уследить, чтобы в глазах животного не появлялось ненужных неестественных бликов, а блестящая шесть животных при использовании вспышки может выглядеть весьма неэстетично.
Избегайте фотографирования в темном помещении или в сильно пасмурные дни. Чем меньше света, тем более велика вероятность, что глаза животного засветятся и будет неприятный эффект свечения глаз.
Вместо вспышки попробуйте просто выйти на улицу, если это не представляется возможным, снимайте в хорошо освещенной комнате с большим окном. Крайней мерой может стать увеличение светочувствительности ISO (но здесь вы должны следить за тем, чтобы на снимках не появлялись шумы). 

Съемка
Перед началом съемки дайте возможность животному осмотреться и привыкнуть к происходящему. Затем, если питомец не ваш и это необходимо - установить дружеский контакт, погладить животное, поиграть с ним. Это нужно для того, чтобы животное начало доверять и не боялось. Также для этого нужно позволить животному изучить фотоаппарат, дать возможность привыкнуть к звукам затвора.
Нельзя насильно заставлять животное что-то делать, громко кричать, издавать разрозненные команды. Животные будут лишь сбиты с толку, обеспокоены и напуганы.  С ними, как и с людьми, нужно договариваться, искать компромиссы.  Лучше всего, если животное будет воспринимать съемку как игру, развлечение. 


Мотивация Животное должно иметь мотивацию, чтобы уделять вам столько внимания во время съемки, сколько требуется.  Покормить его любимой сладостью, например. Как привлечь внимание животного? Возможно, позвать по имени. А еще – запастись заранее любимыми игрушками, пищалками, на которые все животные очень хорошо отвлекаются. Необходимо привлекать внимание животного до тех пор, пока оно не посмотрит в кадр. 
В этом случае как раз следует добавить еще одну рекомендацию – берите с собой ассистента, друга, партнера, помощника, любого, кто сможет помочь вам с животным в то время, когда это будет необходимо.


Фон
Внимательно следите за фоном. Исключайте из кадра предметы, которые могут стать отвлекающими от главного объекта съемки. А также всяческий так называемый «мусор», попадающий в кадр. В кадре не должно мельтешить никаких мелких и ненужных предметов. 
Ракурс
Наилучшие снимки собак и кошек получаются с расстояния 3-4 метра. Снимая животных, нужно обязательно опускаться до их уровня глаз. А-то и до более низкой точки. 
Так вы сможете избежать искажения пропорций животного в кадре (что бывает при съемке сверху или с боковых точек). Так как животные все разные, то и уровень, до которого вам нужно будет опуститься, тоже будет разным: может просто встать на колени, может потребуется приседать, наклоняться или даже ползать. Ищите интересные ракурсы. Здесь может быть полезен и другой опыт - когда вы поднимаете животное на свой уровень: стол, скамейку или другую возвышенность. Так можно создавать композиционно интересные кадры. В поисках интересных кадров и ракурсов иногда бывает полезно немного приостановиться в своей работе, замедлиться, понаблюдать за животным, а затем опять вернуться к съемке.
Никогда «не отрезайте» частей тела, конечностей. Старайтесь правильно компоновать и кадры движения. Именно не таких снимках часто можно видеть животных с недостающими лапами. 


Фокус
Глаза – самая выразительная часть мордочки животного. Так что для создания наилучших кадров (если, конечно, иное не предусмотрено идеей и композицией) – наводите фокус по глазам «модели», делайте акцент на мимику!


Создавайте концепцию снимка, старайтесь передать характер животного (ленивого кота можно показать зевающим, игривого щенка снять в движении или там, где он занимается своим любимым делом). Очень красивые портреты животных получаются при съемке их крупным планом. Если вы позволите животному некоторое время поиграть самому, а потом окликните его, то получите забавные эмоции удивления – главное быть готовым заранее и успеть снять тот самый кадр!




Режим съемки
Часто мы хотим снять животное в движении. Профессиональные камеры позволяют нам добиться четкого изображения с помощью определенных настроек фотоаппарата: установки диафрагмы, выдержки.  Так, диафрагму мы открываем как можно шире, а выдержку делаем как можно короче.  Таким образом, получаем четкий несмазанный отпечаток, а при прочих условиях – и художественно размытый фон. При съемке животных в движении можно использовать режим приоритета выдержки, а также функцию следящего автофокуса для получения качественных снимков.
Что же делать, если вы пока еще не счастливый владелец цифровой камеры? Выберите среди режимов своей камеры режим «Спорт» или «Движение». Это режимы цифровых камер, отличающиеся названиями, но выполняющих автоматически ту же функцию – коррекцию параметров диафрагмы и выдержки для получения четких снимков движущихся объектов.
Помните, что при съемке движения в кадре перед объектом всегда должно оставаться пространство, чтобы ему было куда двигаться. Чтобы животное «входило» в кадр, а не «выходило» из него.
Снимайте серии, снимайте много кадров. Оставляйте себе возможность выбора лучшего из нескольких.


Птицы
Есть два варианта фотоохоты. В пассивном варианте фотограф заранее укладывает приманку для птиц, а затем прячется, наводит камеру на необходимое место и ждет. Если птицы пугливы, такой вариант предпочтителен. Но он используется, как правило, в дикой природе или очень терпеливыми натуралистами.
 

Нам же более подойдет второй вариант  -  съёмка птиц на ходу. Здесь мы аккуратно приближаемся к птичке и снимаем. Птицы в городской местности привыкли к людям,  подпускают их достаточно близко.  Иногда получится подойти почти вплотную, иногда - снимать издалека.
Поскольку птички – существа небольшие, стремимся к тому, чтобы сфотографировать их крупным планом. Самый важный  параметр в данной съемке — это выдержка. Она должна быть достаточно короткой, чтобы непоседы не смазались в кадре. Птиц лучше всего снимать на выдержках короче 1/250-1/500 с. Диафрагму оставлять открытой, чтобы получить достаточно света на короткой выдержке. При таких коротких выдержках может понадобиться повысить ISO, поэтому не забывайте следить за  уровнем цифрового шума на ваших снимках и вовремя корректировать настройки.
Самый важный параметр для нас -  выдержка. Поэтому снимать будет удобно в режиме приоритета выдержки. Используйте серийную съемку, чтобы не пропустить выразительных кадров.
Помните, что кадры получатся красивее, если снимать птиц не на кормушках, где обычно творится беспорядок, а на деревьях или ветках рядом. Наблюдайте за поведением птичек и ловите удачные ракурсы!



Насекомые
Ничто не может сравниться с возможностью наблюдать забавные и драматичные моменты богатой событиями жизни насекомых. 

Используются здесь, преимущественно,  принципы макросъемки.  В классическом понимании макросъемкой принято называть съемку при масштабе 1:2 – 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2—0,05 сантиметрам объекта).
Субъекты макросъемки очень маленькие — чаще всего это насекомые или цветы.  Чтобы раскрыть весь потенциал макро, фотографы, конечно, используют специальное оборудование: DSLR камеры, макрообъективы, наборы удлинительных колец на обычные объективы (макрокольца).
Однако, если у нас с вами нет специальной аппаратуры, это не значит, что мы не сможем снять прекрасные кадры со стрекозами или майскими жуками.
Прежде всего, понаблюдайте за насекомым, которое вы хотите снимать. Вместо того, чтобы охотиться на неуловимую стрекозу, просто задержитесь в районе, где часто летают стрекозы… и ждите. Если вы будете достаточно терпеливы и бдительны, возможность поснимать в конце концов обязательно появится.
Отличное освещение является очень важным параметром. Учитывайте условия съемки, смысловую нагрузку кадра, используйте не только естественный свет, но и вспышку, подсветку, отражатели, рассеивали. 

Незаменимым помощником в съемке такой «мелочевки» выступает штатив.  Он позволяет держать оптимальную дистанцию съемки, контролировать композиционный рисунок и уделить больше внимания происходящему в кадре.
Глубина резкости при макросъемке мала: объект мал и зачастую очень подвижен. Поэтому всегда очень просто промахнуться с резкостью. Пользуйтесь ручной фокусировкой. Она дает более надежный результат. Предварительная фокусировка представляет собой получение резким объекта примерно такого же размера, за которым вы охотитесь, в месте ожидания в поле зрения камеры. Когда настоящая «модель» наконец-то появится перед объективом, вы уже будете готовы к съемке.

Цветы и мелкие растения

Ветреные дни являются не самыми лучшими для съемки цветов. Фотографирование при тонком слое облаков смягчает свет от солнца. Но для получения лучших и более сочных оттенков иногда съемку цветов и мелких растений лучше проводить под прямыми солнечными лучами с использованием рассеивателей.  

Полезным, но не 100% обязательным,  при съемке цветочных композиций будет наличие штатива.
Выбирайте ракурс съемки. В истории с цветами не достаточно просто подойти. Попробуйте опуститься до уровня растения и так посмотреть на него. Рассмотрите все детали, почувствуйте его аромат, проникнитесь цветом, поймайте нужный ракурс и только тогда снимайте.
Экспериментируйте с резкостью и композицией. Иногда не стоит включать в кадр весь цветок полностью, а лишь его часть, чтобы подчеркнуть красоту и величие растения.
Цветок будет смотреться более выразительно, если ничего не будет отвлекать внимание от него. Попробуйте найти все возможные варианты отношения между основным объектом и окружающей средой, потому что даже самый лучший цветок не будет восприниматься без правильного фона. 


В съемке цветов важным является, как правило, отделить объект съемки от фона. Этого можно добиться несколькими способами: использовать специальные макрообъективы или длиннофокусный объектив, максимально открыть диафрагму, найти наилучший ракурс.

А если вы так и не найдете гармонии между цветком и фоном, тогда либо ищите другой ракурс, либо другой цветок для съемки.


Глядя на потенциальный объект съемки (насекомое, животное, птицу или растение) старайтесь заранее представлять себе, как он будет выглядеть в кадре, на фотографии. И, исходя из этого, рассчитать и продумать немного наперед наиболее удачную компоновку, экспозицию, другие параметры съемки.

Посмотрите внимательно на свои любимые фотографии.
Чем они так хороши?
В них есть то, что цепляет, есть эмоции! И это более важное качество фотографии, чем резкость, баланс белого и прелести постобработки.  Фотограф должен дать возможность зрителю добавить к фотографии свои собственные эмоции, домыслить и прочувствовать ее.
Поэтому наслаждайтесь любой фотосессией, что бы вы ни снимали! Пробуйте различные подходы, ракурсы, меняйте композицию снимка.  Фотографируйте много, анализируйте результаты и выбирайте лучшее.

*** - Фотографии в качестве примеров - взяты из интернета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий