пятница, 17 февраля 2017 г.

"ОБЪЕКТИВный взгляд". Снимаем пейзаж



Добрый день, дорогие рукодельницы!

Сегодня хочу продолжить наши беседы на фотографические темы рассказом об одном из моих любимых жанров фотосъемки – это съемка окружающего нас мира в той его красоте, что подарила природа. Это съемка ландшафтов и природных пейзажей. Мягкая морская гладь, величие гор, пронзительная степная тишина… Мне, как жителю большого города не так часто удается выбраться «на свидание» с природой. Поэтому каждая встреча с такой красотой остается в памяти надолго. Хочется запечатлеть эту красоту. И не только для себя. А и поделиться нею с другими.


Самая большая трудность пейзажной фотографии состоит в том, чтобы передать зрителю настроение, вызвать определенные эмоции от просмотра фотографии. Чтобы научиться выразительно передавать на плоскости объемность и многогранность окружающего мира, нужно обращать внимание на такие ключевые моменты.
Время съемки

Как ни в каком другом жанре, в съемке пейзажей важно время, в которое вы собираетесь снимать.  Лучший свет для съемки пейзажа - это не яркий дневной, а мягкий утренний или вечерний солнечный свет. Тени смягчаются, цвета  становятся теплыми, насыщенными. В фотографии такое время называется "режимным". Режимное время – это время рассвета и заката, а также 30 минут до и после них.


Режим съемки и оборудование

Если вы хотите снимать красивые пейзажи, не обязательно спешить в магазин за покупкой специального оборудования. Но если у вас есть, из чего выбрать, то при съемке пейзажа желательно использовать широкоугольный объектив. Так у вас лучше получится отобразить пространство, красиво запечатлеть перспективу, а это, в свою очередь добавит вашему снимку глубины.  


При съемке ландшафтов и пейзажей используют, как правило, большие значения диафрагмы  (от  f8 до f16). Ведь при съемке пейзажа нашей целью, по большей части, является получение резкости на всех участках фотографии – как на переднем ее плане, так на среднем и заднем. А чем больше значение диафрагмы (чем больше она закрыта), тем большую глубину резкости на снимке мы получаем. Но не нужно использовать слишком большие значения  - f16 и выше – обычно в таких случаях на снимках уже будут появляться искажения (снижение резкости, контраста и пр.).

Параметр ISO выбирается небольшой - как правило, ISO 100-200. Таким образом, мы исключаем риск появления шумов (зернистости) на изображении. Кроме того, мы получаем широкий динамический диапазон снимка. Динамический диапазон – это разница яркостей между самым светлым и самым темным участками фотографии. В пейзаже широкий динамический диапазон -  это важно, потому что нам не нужны на снимке яркие «пересветы» или черные «провалы» картинки. Особенно, если в композиции весомую роль играет изображение неба (светлого) или темной поверхности земли, воды.



Итак, снимаем мы с вами пейзаж во время не особенно хорошей освещенности (рассвет, закат), сильно прикрываем диафрагму для получения наших художественных замыслов, ставим минимальное ISO для исключения шумов. В результате получаем … большую выдержку. В зависимости от того, какие значения вы определили для указанных выше параметров,  выдержка может быть от доли секунды (1/250 или 1/500) до нескольких секунд или даже минут. 

Поэтому нам весьма желательно, а если вы снимаете пейзажи часто, то и необходимо, иметь штатив. Если нет штатива, обопритесь о стабильную поверхность, прижмите локти к телу, используя его как опору, или зафиксируйте саму камеру. 



Также вам поможет использование фильтров, если они у вас имеются.  Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный и поляризационный фильтры. У градиентного фильтра верхняя часть затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Это позволит приглушить яркость невыразительно белого неба или, наоборот, подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду. Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или подчеркнуть отражения в воде. А также при съемке снега и композиций с ним.



Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что съемку пейзажей мы проводим в мануальном (ручном) режиме М или в режиме приоритета диафрагмы А.

Принципы композиции снимка

Некоторые приемы построения композиции, которые можно игнорировать в других жанрах, при съемке пейзажа просто необходимо учитывать для получения выразительных кадров.

Один из них – это многоплановость. Многоплановые кадры нравятся зрителям: всегда есть, от чего оттолкнуться, что затягивает в кадр и что изучать (рассматривать) в нем. Благодаря интересному сочетанию планов можно показать какой-то сюжет,  историю, а может быть даже конфликт. Передним планом при съемке пейзажа  могут стать цветы, деревья, красивые камни и прочее – начинайте искать их прямо от того места, где вы стоите. Передний план как рамка обрамляет ваш сюжет, затягивает взгляд в кадр.  Планы не должны перегораживать, перебивать друг друга, они должны быть связаны общим сюжетом, идеей снимка.


В природе можно найти много элементов, которые помогут создать выразительную композицию. Например, диагонали (используйте диагональные линии для акцентирования внимания зрителя к объекту или создания симметрий). Если получится найти направляющие линии, пробуйте вписать и их в композицию. Ищите ритмы - повторяющиеся формы, текстуры. Они тоже могут стать дополнительными элементами  композиции:  частицы песка, кора деревьев, камни... Такое обрамление позволит привлечь внимание зрителя к основному объекту съемки. Если вы снимаете широкие просторы с элементами разного масштаба, разместите на снимке какой – либо элемент, который даст точку отсчета для масштаба. Тогда выразительность снимка сохраниться.





Не размещайте главный объект в центре кадра. Определите, что будет главным в кадре, разделите кадр на трети и расположите главный объект на пересечении вертикальной и горизонтальной линии сетки. Не является догмой использования правила третей и золотого сечения, тем не менее, помнить о них будет не лишним.
Не смотря на то, что при съемке пейзажей мы, как правило, сохраняем резкость всех участков снимка, иногда, для того, чтобы выделить что-то в кадре, есть смысл сделать размытым передний или задний фон.


Одна из самых распространенных ошибок – размещение линии горизонта по самой середине кадра. В этом случае снимок получается статичным, неинтересным. Решите, на чем хотите акцентировать внимание: на земле или на небе. Если небо - линию горизонта лучше разместить в нижней трети фотографии (акцент на небе). Если земля или вода - линия горизонта должна быть в верхней трети фотографии.
Если при съемке пейзажа на небе нет ничего интересного, можно оставить в кадре минимально необходимую часть неба. И внимание зрителей привлечет более интересный передний план. 



Исключение может составить кадр с отражением. Только в таком случае при размещении линии горизонта посередине кадр будет смотреться сбалансированным. 


Не стремитесь поместить в один кадр сразу все, что вы видите, избавьтесь от случайного и однообразного пространства, которое невыразительно заполняет большую часть кадра — воды, неба, листвы. Оставьте только самое главное, красивое и интересное. 
 
Если хотите красиво сфотографировать лес, не фотографируйте землю. Часто земля в лесу не слишком привлекательна. Упавшие ветки, гнилые листья слишком контрастируют с красотой деревьев. Тот же совет касается и прочих съемок – компонуйте кадр так, чтобы он выглядел красиво и эстетично.

 
Чтобы показать движение и жизнь в съемке воды (водопад, течение рек и т.п.) – используйте длинные выдержки: секунда и больше. Тогда вода будет литься, а все остальное (камни и деревья возле водопада или ручья) останется без изменений. Так получится очень красивый эффект течения воды, шелковистости потока.

Бывает, что на фотографии в конечном итоге получается «заваленный» горизонт. Тогда снимок желательно подкорректировать в фоторедакторе. Иначе такие кадры смотрятся не очень аккуратно.

Смотрите на объект съемки как художник, в разных ракурсах. Снимайте прямо, под углом, с нижней и верхней точек.

Наблюдение и практика

Если вы находитесь в определенной местности и хотите снять понравившийся вам пейзаж, наблюдайте. Соберите больше информации об интересующем вас месте, в какое время встает солнце, с какой стороны, как освещаются объекты в то или иное время. Побродите по местности, поищите точки съемки с наиболее выгодными ракурсами. Выберите наилучшее время и место для съемки.



Бывает так, что вы увидели замечательную картинку, а камеры с собой нет. В таком случае я запоминаю место и время. А назавтра возвращаюсь сюда в тоже место и в тоже время уже с фотоаппаратом. Стараюсь прийти чуть раньше, чтобы еще раз осмотреться, занять выгодную точку. Иногда условия освещенности меняются из-за погоды. И если вы очень хотите снять удивительный кадр,  то, может быть, вам придется приходить не один раз, чтобы поймать прекрасное мгновение.

Если вы планируете путешествие и хотите привезти красивые пейзажные снимки, позаботьтесь заранее о том, чтобы спланировать съемку: изучите местность (что там можно снять – горные вершины, реку, прекрасные цветущие луга), посмотрите снимки местности, сделанные другими людьми. Выберите, что будет вам наиболее интересно и сконцентрируйтесь уже на деталях выбранных направлений съемки.

А еще – рассматривайте пейзажные снимки, выделяйте те, которые вам нравятся. Но не просто смотрите. А думайте, акцентируйте внимание на том, чем именно нравится снимок, что в нем притягивает. Смотрите, как мастера фотографии «играют» со светом, как компонуют свои кадры, как прорисовывают детали…

















Запоминайте и применяйте на практике полученные знания.

Практика, как и в любом жанре съемки, является неотъемлемым условием успеха. Больше снимайте. Практикуйтесь.

Удачных вам кадров и неиссякаемого творческого вдохновения! ***

P.S. Дорогие наши читатели!
О технике, приемах и особенностях съемки любого жанра можно говорить бесконечно. Нам очень хотелось бы, чтобы рубрика была интересна и полезна для вас.
В комментариях не стесняйтесь задавать интересующие вас вопросы. Пишите темы, детальный рассказ на которые вам хотелось бы прочитать – с удовольствием осветим их для вас на страничках нашего блога.

*** - Фотографии в качестве примеров - взяты из интернета.

2 комментария:

  1. Вау! сколько красоты! Ещё недавно я вообще не знала о диафрагмах, выдержках и ISO, а сейчас чуть-чуть даже вникаю)))) Спасибо за новую инфу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Очень приятно, что вам понравилась красота!
      Если будут вопросы, пожалуйста, задавайте. Будем рады помочь в совершенствовании фотомастерства ;)

      Удалить