суббота, 12 января 2013 г.

ОБЪЕКТИВный взгляд

       "Азбука" цифровой фотографии
    "Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился. Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать."
Робер Дуано

Здравствуйте уважаемые мастерицы!
Надеюсь статья о том из чего состоит и как работает фотокамера вам понравилась . Сегодня же рассмотрим некоторые основные термины, которые пригодятся всем, кто начинает заниматься фотографией. Дорогой техникой можно и не владеть, но теорию знать обязаны :-)
Итак, начнём!

  • Аберрация  - оптическое несовершенство фотообъективов, приводящее к ухудшению качества изображения
  • Автоматическая фокусировка — автоматическая наводка на резкость бывает двух типов: активная — определение дистанции съемки с помощью излучающих элементов, и пассивная — в цифровых и зеркальных камерах чаще всего осуществляется при помощи измерения контрастности. Два смежных фотоэлемента (чувствительных к свету) имеют максимальную разность потенциалов при максимальной контрастности. Механическое перемещение линз при автофокусировке происходит с помощью микродвигателей, расположенных либо в камере, либо в самом объективе. 
  •  Баланс белого — это подстройка цветов снимка таким образом, чтобы независимо от типа источника света, белые объекты (например, бумага) не приобретали никаких «лишних» оттенков. Ошибки баланса делают снимки желтыми или голубыми в зависимости от света. Для точной подстройки баланса в любых условиях используется так называемая подстройка баланса по белому листу. В камерах она может быть организована по-разному, хотя смысл у нее один — буквально, показать камере, какой цвет в данных условиях нужно считать белым. 
  • Блик —световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, чаще всего солнца, на предмете. Также бликом называют яркие пятна на фотографии, возникшие вследствие переотражения света в линзах объектива
  • Боке́ (от яп. ボケ бокэ — «размытость», «нечёткость») — термин, описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки.
  • Выдержка - время воздействия света на чувствительный материал - матрицу (или пленку).Это время, в течение которого затвор фотоаппарата остается открытым, и свет воздействует на матрицу. Выдержка измеряется в секундах.
  • Вспышка — может быть как встроенной, так и внешней. Встроенной оборудованы практически все цифровые аппараты, но на качество снимков она может повлиять отрицательно. Дело в том, что яркий пучок света сильно искажает цвета объекта, скажем, лицо человека на фотографии может слегка посинеть. Есть еще один минус в использовании встроенной вспышки: ее свет направлен прямо на объект съемки. Из-за этого появляется эффект «красных глаз»: свет, отразившись от сетчатки глаза, успевает вернуться к камере, и зрачки краснеют. Внешняя вспышка позволяет избежать всех проблем встроенной: ее свет можно направить в любую сторону. Для подключения внешней вспышки у некоторых аппаратов есть специальный синхроразъем. Однако гораздо чаще встречается другая версия разъема, так называемый «горячий башмак»: специальное гнездо, куда можно вставить внешнюю вспышку.
  • Гистограмма изображения — то есть график параметров изображения. Фактически, гистограмма может показать, есть ли недостаток того или иного цвета на снимке. Некоторые аппараты способны ее отображать во время съемки, что может облегчить построение кадра. Например, заметив неровности или пустоты на гистограмме, возможно, стоит попытаться изменить ракурс или слегка повернуть камеру, чтобы график на гистограмме сгладился. По горизонтали идет шкала яркости, а по вертикали – относительное количество пикселей с данной яркостью. Гистограмма читается слева на право, от черного к белому.
  • Глубина резкости — этим выражением обозначают ту часть пространства перед камерой, которая на снимке будет четкой. Например, при съемке пейзажей, картинка должна быть максимально четкой, а в портретных снимках эта величина должна быть минимальной, желательно, чтобы четко получилась только модель в кадре, а фон был максимально размыт.
  • Диафрагма — устройство в объективе, позволяющее изменять количество света попавшего на пленку. Диафрагма изменяет диаметр «отверстия» через которое свет попадает на пленку. Диаметр «отверстия» характеризуется диафрагменным числом (в обиходе - диафрагмой).
    Влияет на степень освещенности снимка: чем она шире, тем светлее кадр. Играя со значениями диафрагмы, можно управлять глубиной резкости (например, чтобы сфотографировать какой-то объект с максимально размытым задним фоном).
    значения диафрагмы
    Светосильные обьективы (с максимальной диафрагмой 1 — 2.8) требуются для съемки при плохой освещенности без вспышки, а также для портретной и спортивной съемки. Для фотографирования пейзажей, архитектуры, достопримечательностей важен минимальный размер диафрагмы.
  • Зум — увеличение размера объекта на картинке, его приближение.
    Различают зум  оптический и цифровой.
    Оптический зум — это приближение объекта за счет передвижения линз внутри объектива. С его помощью на объекте съемки можно рассмотреть мелкие детали: чем больше его величина, тем крупнее удаленный объект.
     Цифровой зум — в отличие от оптического, увеличение картинки здесь достигается за счет анализа уже имеющегося изображения. Дополнительные точки как бы «вставляются» между существующими, не добавляя никаких деталей. Пример — какое-нибудь удаленное здание: оптика позволит рассмотреть его кирпичики, а «цифра» — только лишь увеличит дом, оставляя его гладким.
  • Композиция – система размещения снимаемых объектов в кадре. Считается, что такое размещение должно быть гармоничным, связи между объектами должны быть продуманными и естественными, с учетом фона, цвета, тональности и геометрической перспективы. В композиции также важным является соотношение статического и динамического момента, главных и второстепенных объектов, совершенного и несовершенного действия, внутреннего характера (неявного, но подразумеваемого) и его внешнего проявления. В композиции, кроме того, мы часто можем наблюдать влияние моды, распространенных социально-психологических стереотипов и художественных предпочтений авторов съемки.
  • Макросъемка — совокупность способов фотографирования мелких и средних по размерам объектов с небольшим (не более чем в 5 раз) уменьшением, в натуральную величину или с увеличением не более чем в 20 раз. Возможность снимать предметы в непосредственной близости к объективу зачаровывает многих новичков, ведь далеко не всякий пленочный аппарат способен навестись на резкость на таком расстоянии. Макросъемка примечательна тем, что на фотографии незаметные в повседневной жизни предметы (например, полевой цветок или бабочка) фиксируются как главные объекты съемки. На макроснимках (как и на портретах) резким бывает лишь главный объект, в то время когда фон всегда размыт.
  • Микросъемка (микрофотография) - совокупность способов фотографирования объектов или их частей с увеличением более чем в 20 раз.
  • Освещение — самый важный и полезный фактор, напрямую влияющий на качество снимков. Несомненно, самый лучший свет — дневной, причем, в идеале, солнце не должно светить непосредственно сверху: стоит снимать утром, вечером, либо дождавшись небольшого облака, способного рассеять прямые лучи. При рассеянном дневном свете и пейзажи получаются сочнее, и кожа на портретах выглядит нежнее. Искусственное освещение может изменить кадр до неузнаваемости, в лучшую или в худшую сторону — решать фотографу, стоит только помнить, что нельзя смешивать источники разного типа (лампу накаливания и люминесцентную) в одной сцене — автоматика камеры запутается, и снимок не получится.
  • Отражённый свет – свет, передаваемый в камеру объектами съемки, отразившими своей поверхностью активные (естественные и искусственные) источники света. Именно отраженный свет принимается в расчет при установке экспозиции и формировании сцены съемки.
  • Пиксель — является сокращением от «picture element» — «элемент рисунка», так обозначают крошечные точки, которые содержат информацию в цифровой фотокамере. Термин «мегапиксель», употребляемый гораздо чаще, означает один миллион пикселей. Чем больше количество пикселей, тем лучше разрешение. Чем выше разрешение, тем выше качество снимков. Снимки высокого качества занимают больше места на карте памяти, но дают более качественные распечатки.
  • Ракурс – взаимное пространственное расположение фотографа и объекта съемки. Выбор ракурса производится с целью наиболее полной и эффектной передачи образа объекта с учетом его индивидуальных особенностей и экспрессивности. Оригинальность ракурса достигается как положением фотокамеры, так и реакцией на это положение объекта съемки (например, взглядом портретируемого).
  • Режимы экспозамера – режимы, используемые для установления экспозиции при съемке объекта в зависимости от его освещенности в сравнении с освещенностью фона (окружающей обстановки). При примерно одинаковой освещенности используется экспозамер по всему полю кадра (оценочный), если разница в освещенности велика - точечный, или экпозамер с приоритетом по центру кадра. Последние два режима позволяют передать главный объект съемки с максимальным количеством деталей, хотя фон или окружающие объекты при этом могут оказаться недодержанными или передержанными.
  • Светочувствительность — еще одно важное понятие, нужное для хорошей съемки. Буквально, чувствительность матрицы можно понимать как способность делать приличные кадры при разном освещении: чем ниже этот параметр, тем больше должно быть света (измеряется она в стандартных единицах ISO и может принимать значения в среднем от 50 до 1600). Чувствительность матрицы и пленки практически не различаются, более того, эффект от увеличения этого параметра один и тот же — усиление зернистости изображения. Как мы раньше выбирали пленку в соответствии с условиями съемки, так и в цифровой камере можно выставить значение светочувствительности. Однако цифровая съемка несколько отличается от пленочной: здесь не следует увлекаться высокими значениями (например, выше 200 ISO), ведь общую освещенность кадра можно повысить и другими методами 
  • Фокусное расстояние (фокус) – расстояние между центром плоскости кадрового окна светочувствительного материала фотокамеры и точкой фокусировки объектов в объективе, сфокусированном на «бесконечность». Фотоизображение, полученное при фокусном расстоянии примерно 50 мм, соответствует естественному зрительному восприятию человеческого глаза. Уменьшение или увеличение фокусного расстояния приводит соответственно к приближению и удалению объектов в изображении и сопровождается изменением их геометрических пропорций. 
  • Фокусировка — точнее, область фокусировки камеры. Это именно то место, на которое камера наводится, то есть, считает самым главным на снимке, примерно вычисляя расстояние до объекта. Существует много способов фокусировки, например, по центру или нескольким точкам кадра. В некоторых камерах предусмотрена возможность сдвигать точку фокусировки из центра в другую область. Очень полезна ручная фокусировка: когда можно точно указать требуемое расстояние до объекта съемки: такая возможность позволит делать нестандартные снимки, например, фотографировать паутину или стекло, которое автоматика просто не заметит. 
  • Экспозиция - одно из основных понятий в фотографии, определяющее количество света, попадающего на светочувствительный слой (пленка, матрица). Во всех современных камерах экспозиция определяется автоматически, a в некоторых есть также возможность выставлять ее самому (режим «М»). Если кадр проэкспонирован правильно, то фотография будет яркой и красивой, недоэкспонированные и переэкспонированные снимки выглядят блекло и теряют детали в темных либо светлых участках кадра. 

  • Экспокоррекция (компенсация экспозиции) — самый простой и эффективный способ осветлить итоговый кадр. Значения обычно варьируются от -2 до +2. Если число положительное — кадр становится светлее, отрицательное — темнее. В отличие от светочувствительности, тоже влияющей на качество снимков при ограниченном освещении, экспокоррекция лишь только увеличивает количество света в кадре, не делая картинку зернистой.  
  • Элементы питания — цифровые фотоаппараты требуют много энергии, поэтому при покупке камеры имеет смысл приобрести повторно заряжаемые батарейки. Некоторые фотоаппараты включают подобные батарейки в комплектацию, другие нет. Сейчас на рынке предлагается несколько видов заряжаемых батареек (Аккумуляторы), самые распространенные варианты — никель-металлгидридные (NiMh) и литий-ионные (Li-ion). Никель-кадмиевые (NiCd) считаются менее надежными, способны создавать «эффект памяти» при недостаточной зарядке, и быстрее вырабатывают ресурс.  
    Шевелёнка (также «смаз», «стряхивание», «сдёргивание» разг.) — фотографический дефект, нечёткость изображения (смазанность, зачастую с двумя или несколькими более чёткими фазами), вызванная движением объекта съёмки или аппарата при экспонировании.
    пример фотографии: со вспышкой, со щтатива, без штатива
     Экспопа́ра — название сочетания выдержки и диафрагмы.
    ***
    Конечно же, в мире фотографии ещё очень много терминов, но в данной статье мне хотелось остановиться на самых на мой взгляд основных:-)
    Спасибо за внимание, с вами была Sonya!

6 комментариев:

  1. Очень полезная информация! Огромное спасибо за статью!!!

    ОтветитьУдалить
  2. о!!!!! спасибо! спасибо! спасибо!!!!! очень нужная информация! =))

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое!!! Может теперь смогу понять, что делать с фотиком... А то мы с ним на разных языках говорили... ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы с ним найдёте общий язык!Обязательно)))

      Удалить