вторник, 23 июня 2015 г.

Статья "Литература для детей".

     Добрый всем день. Продолжаем наши литературные встречи. Сегодня мы обсудим очень важную тему - какую литературу предлагать детям для чтения. Дети постарше уже немного ориентируются в мире и могут иметь свои предпочтения. А вот ответственность за то, что будут "читать" малыши полностью лежит на взрослых: родителях, нянях, воспитателях.

     Сегодня мы не будем останавливаться на книжках для детей до 1 года. Они скорее относятся не к литературе, а к играм. Однако, некоторые родители читают классику и новорожденным и даже ребенку в утробе. Это, конечно, не вредно, а может быть даже и полезно. Но наш разговор не об этом. Для начала нас будут интересовать книги для детей, которые уже умеют слушать, задавать вопросы, пытаются осмыслить услышанное. Что мы можем им предложить? Рискну предположить, что каждый родитель хочет заложить в своё чадо самые лучшие качества - любовь к ближнему, доброту, смелость, сострадание, отзывчивость, и в то же время нелюбовь к плохим поступкам, нежелание быть похожим на злодея. Поэтому первые книги и книги для младших школьников должны быть полны созидания, доброты, они должны быть о дружбе, о любви к своей семье и друзьям, в них герои должны помогать друг другу и вставать на защиту слабых. 
     Первые друзья ребенка это его игрушки. Именно их он кормит, причесывает и баюкает. Вот почему первые книжки обычно бывают про игрушки и зверят. Например, стихи А.Барто, К.Чуковского и В.Степанова. Так же в первых книжках, если они про людей, возраст главных героев соотносим с возрастом самого ребенка. Такие стихи писали С.Маршак, С.Михалков, В.Маяковский. А почему первая литература для детей это именно стихи? А потому что стихи это ритм, это то, что успокаивает перед сном, это ритм сердца, который малыш слышит еще в животе мамы. Вот почему именно стихи могут первыми овладеть вниманием маленького слушателя.

     Хочу еще заметить, что сейчас некоторые издания печатают книги, на страницах которых очень крупные картинки, а текста помещается мало. Я не изучала этот вопрос специально, но по моему мнению это неправильно. Мне кажется, что ребенок должен успеть рассмотреть картинку пока ему читают текст. И особенно ужасно бывает, когда картинка на странице не соответствует именно данному тексту, а отражает какой-то другой отрывок произведения.
     Но некоторые дети не хотят слушать книги. Им не нравится, когда им читают. Они предпочтут просмотр мультфильмов по телевизору. Как тут быть? Как привлечь ребенка к слушанию книг, а затем и к самостоятельному чтению? Предлагаю два хороших совета.
1. Читайте для себя. Станьте для ребенка образцом для подражания – читайте романы, журналы, книги рецептов или газеты. Позвольте ему в это время быть рядом с вами с собственной книжечкой в руках. Подобное моделирование ситуации является мощным инструментом для обучения.
2. Поощряйте любое чтение. Когда ваш ребенок начнет самостоятельно читать, пусть он сам себе выбирает книги по вкусу или даже материал для чтения. Ведь можно читать составы различных продуктов, каталоги и буклеты, которые являются очень простыми по своему смысловому наполнению. Возьмите его с собой в библиотеку и предоставьте возможность выбирать любые книги.
     Хорошо, когда есть старшие брат или сестра. Вы можете попросить их Вам помочь, почитать малышу. Порой младшие дети охотнее повторяют что-то за старшими, чем слушают советов родителей. 

     И вот, наконец, Ваш ребенок читает сам. Скорее всего ему сейчас около 6 или 6 лет. Теперь ему уже не подойдут стихи. Ведь он пока еще читает медленно и по слогам, а для чтения и понимания стихов необходимо соблюдать ритм. Но и сказки, прочитанные ему Вами еще в глубоком детстве, тоже давать не стоит. Ваш "взрослый" ребенок скажет, что они для малышей. Сейчас ему можно предложить книги В.Сутеева, Г.Цыферова, А.Толстого. Их книги более приключенческие и сказочные, если можно так выразиться. Чуть позже подойдут книги о природе, например, В.Бианки, М.Пришвина, А.Куприна. Произведения этих авторов помогут воспитать любовь к природе, к Родине. Мальчикам можно подобрать книги о богатырях. Всё это очень серьёзная литература. Поэтому очень хорошо добавить весёлые и забавные книги. В дошкольном и младшем школьном возрасте подойдут рассказы Н.Носова и В.Драгунского, а так же весёлые стихи о школе.
     Не стоит думать, что если ребенок уже умеет читать, то надо постоянно подсовывать ему новые книги. Нет, не надо. У детей есть одна особенная черта - они любят повторения. Вот почему они постоянно задают одни и те же вопросы, смотрят одни и те же мультики, а раньше просили Вас читать один и тот же стишок. Иногда это раздражает, но... Повторение - мать учения. Не торопитесь убирать подальше уже прочитанную книгу. Пусть ребенок еще раз, может быть даже в сто первый, расскажет Вам, как ему понравился этот отрывок. Может быть он даже сам еще раз этот отрывок прочитает. Но скорее всего нет. Он попросит Вас. Но не потому что он лентяй, а потому что захочет просто насладиться книгой, а не думать над правильными ударениями и знаками препинания. А Вы соглашайтесь! Или можно читать с ребенком по очереди, по одному абзацу, например.

     У школьников обычно нет проблем с выбором книг, т.к. им всегда дается "Список рекомендованной литературы". Однако, уже в средней школе некоторые могут быть серьезно увлечены каким-то отдельным жанром. И родителям надо повнимательнее присмотреться к этому увлечению. Если Вам покажется, что это "не то", то не надо сразу паниковать. Полезнее будет узнать, почему Вашему старшекласснику нравятся именно "такие" книги. Если это ужастики с отрывающимися конечностями и реками крови, то может быть предложить ему книги по анатомии и медицине. А может в этих книгах ему интересны переживания и страхи героев, тогда может дать ему книги по психологии. А может быть всё не так и "такие" книги он читает потому, что такие же читает кто-то из его более авторитетных друзей... Честно признаюсь, тут я плохой советчик. Но думаю, что простой и откровенный разговор с ребенком не будет лишним.
     Не знаю, что еще добавить. Буду заканчивать статью. Читайте много и с удовольствием себе и своим детям. Возможность читать – это одна из самых ценных и приятных возможностей, которые могут предоставить родители своим детям.
Спасибо.


Использованы материалы:
https://ru.wikipedia.org
http://rybkovskaya.ru/vybrat_knigu/

2 комментария:

  1. Спасибо! Очень полезная и актуальная для меня тема!

    ОтветитьУдалить