четверг, 15 ноября 2012 г.

"ОБЪЕКТИВный взгляд"

Советы при выборе объективов

 
Рассмотрим объективы на примере продукции немецкой фирмы "Сигма". Она делает практически все типы объективов: для любителей, специализированные объективы для профессиональной работы и научных исследований. Выпускает она и зеркальные камеры. Выбирая объектив, следует убедиться, что хвостовик объектива (адаптер) подходит к вашей камере, а рабочий отрезок (расстояние от опорной поверхности объектива до фокальной плоскости) позволяет правильно его установить.

Объективы различаются по длине фокусного расстояния, его изменению (у вариообъективов) и значению относительного отверстия (светосиле). Большая светосила для фотолюбителей редко играет значительную роль. Ею интересуются в основном те, кто занимается фотоохотой, портретной съемкой и съемкой в условиях недостаточного освещения, например журналисты. Кроме того, для профессиона лов желательно, чтобы у вариообъектива при увеличении фокусного расстояния не падала светосила, чтобы не пришлось переходить на съемку со штатива в самый неподходящий момент репортажа.

Объективы со светосилой больше 1,4 называются сверхсветосильными, со светосилой примерно от 1,8 до 2 - светосильными, 2,8 - нормальными, с еще меньшей - обычными.

По длине фокусного расстояния и применению объективы можно разделить на несколько групп.

Объективы с фокусным расстоянием от 13 до 28 мм применяют для съемки пейзажей (ландшафтов), архитектуры, интерьера и людей в нем, реже - групп. Эти объективы могут давать оригинальную перспективу, порой весьма значительно изгибая линии изображения, не проходящие через центр кадра. Все они имеют большую глубину резкости.

Объективы с фокусным расстоянием 35-58 мм считаются универсальными; с фокусным расстоянием 58-110 мм используют для съемки портрета, домашних животных, пейзажа и для макросъемки. Объективы с длиной фокуса 105-200 мм применяют при съемке портрета, спортивных сюжетов, удаленного ландшафта, крупных животных, для макросъемки. Для подобных съемок часто требуются объективы большой светосилы. Объективы с фокусным расстоянием порядка 300 мм и больше предназначаются в основном для съемки больших соревнований или фотоохоты.

Вариообъективы чаще всего делят на три группы. К первой относят широкоугольные, с изменением фокусного расстояния примерно от 17 до 40 мм; универсальные, с его изменением от 24 до 120 мм; специализированные телеобъективы, с переменой фокусного расстояния в пределах 75-400 мм. Интересны универсальные вариообъективы, фокусное расстояние которых меняется от 28 до 3200 мм.

   На сегодняшний день сложились довольно устойчивые группы объективов с постоянным фокусным расстоянием. Сверхширокоугольные и просто широкоугольные объективы выпускаются с фокусным расстоянием 10, 14, 15 и 20, 24, 28, 35 мм соответственно. Значение их светосилы колеблется от 1,4 до 3,5. Объективы с фокусным расстоянием до 85 мм имеют светосилу 1,4-2, изредка - до 1,0. Светосила телеобъективов с длиной фокусного расстояния до 300 мм редко приближается к 2, а с еще большей - к 3. Сменная фотооптика понемногу уступает место вариообъективам.

При выборе объектива для съемки учитывают размер сюжета и расстояние до него и принимают во внимание, что телеобъективы как бы сдвигают предметы, приближая задний план к переднему, а широкоугольники, наоборот, отдаляют. Кроме того, при одном и том же значении диафрагмы глубина резкости у телевика гораздо меньше, чем у широкоугольника.

Иллюзию объемности снимка, третьего измерения, плоской фотографии придает перспектива.

Кроме линейной перспективы (простейший случай - сходящиеся к горизонту железнодорожные рельсы) существует перспектива тональная. По мере удаления от зрителя предметы утрачивают четкость, становятся размытыми, их окраска принимает голубоватые тона. Величина фокусного расстояния объектива не сказывается на тональности снимаемых предметов (ее можно изменить с помощью светофильтров). Но она меняет соотношение размеров переднего и заднего планов и таким образом косвенно влияет на впечатление от снимка.

Увеличить фокусное расстояние можно с помощью насадки между камерой и объективом, называемой телеэкстендором, конвертором или теленасадкой. Насадка позволяет увеличить фокусное расстояние в несколько раз, обычно до трех. При увеличении фокусного расстояния в 1,4 значение светосилы падает в два раза, при увеличении в два раза - в четыре раза, в три раза - в девять раз.

На объектив крепят и простые линзы (обычно для макросъемки) и весьма сложные насадки с переменным увеличением (до шести раз).

Изготовители объективов в рекламе перечисляют особенности оптики объектива, упоминают материал линз, их число и даже форму поверхности. Часто подчеркивается, что все линзы стеклянные.

Предубеждение против пластмассовых линз частично связано с рекламой, а частично - с тем, что их поверхности легко царапаются. Кроме того, на сильном морозе у отдельных моделей камер с пластмассовой оптикой получаются не совсем резкие снимки - линзы деформируются. Правда, это бывает связано и с качеством пластмассового корпуса аппарата. На пластмассовой ее поверхности оседает больше пыли, чем на стеклянной. Однако конструкция объективов с пластмассовыми линзами проще, сами они гораздо легче и дают более контрастное и резкое изображение. В широкоугольных объективах удается с помощью таких линз уменьшить дисторсию. Тогда указывается, что объектив имеет линзы АД (антидисторсия). Объективы с минимальной хроматичес кой аберрацией называются апохроматами, на них часто ставят обозначение "АПО".

Традиционный способ фокусировки - передвижение всех линз объектива сразу; но в последние годы получила распространение фокусировка изменением положения линз внутри объектива или в его задней части. Внутренняя фокусировка позволила уменьшить минимальное расстояние наводки на резкость и получить хорошую коррекцию изображения как при съемке на бесконечность, так и при макросъемке.

При выборе объектива приходится обращать внимание на органы управления на его оправе. Управление фокусировкой объективов без изменения фокусного расстояния, как правило, производится поворотом кольца на средней части оправы. У вариообъектива оно может быть совмещено с изменением фокусного расстояния. Для фокусировки кольцо поворачивают, для изменения фокусного расстояния сдвигают вдоль оправы. Этот способ достаточно удобен, но не отличается точностью. Поэтому у части вариообъективов, особенно с небольшим перемещением линз при изменении фокусного расстояния, его изменение производится одним вращающимся кольцом, а фокусировки - другим. На объективы с постоянным фокусным расстоянием всегда наносится шкала глубины резкости, у вариообъективов она обычно отсутствует.

У камер с автоматической наводкой на резкость объектив настраивается от электромоторчика, встроенного либо в объектив, либо в корпус камеры в зависимости от модели.

Объектив может иметь устройство для стабилизации изображения, позволяющее вести съемку с рук при довольно длинных выдержках. Оно представляет собой кювету с наклонными прозрачными стенками, заполненную жидкостью с большим коэффициентом преломления. Для компенсации колебаний объектива стенки кюветы изменяют свое положение относительно друг друга, возвращая на место сдвинувшееся изображение. Компенсация происходит только в плоскости, перпендикулярной длинной стороне кадра. Это можно заметить на серии снимков, сделанных с автомобиля, двигавшегося по плохой дороге. Изображение окажется резким, только если в момент срабатывания затвора толчок совпадет с плоскостью стабилизации.

Кроме упомянутых устройств у вариообъективов высшего класса может быть встроенная передвижная диафрагма для предотвращения падения лучей света на внутреннюю часть оправы. При изменении фокусного расстояния она передвигается вдоль оптической оси объектива и может менять при этом свой диаметр.

При выборе объектива следует обратить внимание на крепление насадок. Они могут присоединяться на резьбе, байонете, фрикционном замке и другими способами. Если насадки требуют точной центровки относительно оси объектива, следует предпочесть резьбовое крепление. Светофильтры удобнее крепить не на резьбе: упрощается их замена. Но часть светофильтров требуется фиксировать относительно оправы. К ним относятся поляризационные, позволяющие притенить ярко-голубое небо, не изменяя его окраски, и убрать блики. Оттененные светофильтры также требуют определенного положения относительно длинной стороны кадра будущего снимка. Подобные светофильтры лучше крепить на резьбе. У части светофильтров предусмотрено крепление к задней части объектива. Обычно такие светофильтры применяются у широкоугольников и зеркально-линзовых телевиков.

Основные критерии выбора объектива

Довольно часто можно услышать следующее утверждение: "Это самый резкий объектив, который я когда-либо использовал". Но как узнать какой объектив резкий, а какой нет? И является ли резкость единственным критерием выбора объектива?
В этой статье мы ознакомим Вас с основными критериями оценки объективов и расскажем Вам, как правильно их тестировать.

Критерии

Перед покупкой объектива нужно определить критерии его выбора. Такие субъективные оценки как удобство использования, внешний вид, универсальность объектива являются очень важными, но они не поддаются измерению и оценке.
Необходимо также учитывать и другие параметры, которые можно проверить:
  1. Резкость объектива
  2. Светосила объектива (величина F/2.8 меньше, чем F/5.6, а чем меньше число f, тем лучше)
  3. Минимальная дистанция фокусировки
  4. Количество и тип элементов объектива
  5. Возможность использования только с пленочными, только с цифровыми камерами или с камерами обеих типов (объективы, созданные специально для использования с цифровыми камерами, не всегда совместимы с пленочными)
  6. Lens Flare (эффект попадания солнечного света в объектив камеры - блик)
  7. Количество хроматических аберраций
  8. Боке (часть изображения, оказавшаяся не в фокусе на фотографии)
  9. Виньетирование (затемнение по краю изображения)
  10. Вес объектива
  11. Конструкция объектива и стандарты сборки
  12. Скорость фокусировки
  13. Стабилизация изображения
  14. Эргономика
  15. Цена
Теперь остановимся более детально на каждом параметре и возможности его оценки.
Резкость. Как можно проверить этот параметр? Нужно прикрепить газету на стену и осветить ее с обеих сторон с помощью двух мощных ламп. Поставьте свою камеру на штатив и выставьте экспозицию согласно шкале расстояния на объективе или, используя автофокус. Выставьте минимальную выдержку, возможную в данных условиях освещенности и выберете самую большую диафрагму (меньшее значение числа F). Потом сделайте несколько снимков с разными диафрагмами, чтобы сравнить результаты.
Теперь сравните изображения в 100% увеличении. Обратите внимание на уровень резкости в центре изображения и по краям кадра. Даже не очень качественные объективы обеспечивают хорошую резкость в центре снимка и размытость по краям. Сравните результаты с разными диафрагмами. Они будут отличаться.
Таким способом Вы сможете оценить резкость Вашего объектива.
Светосила объектива - параметр, который очень важен при съемке в условиях плохой освещенности. Большая светосила является также показателем высокого качества объектива. Большинство производителей используют наилучшую оптику в своих объективах. Если у Вас есть возможность, рекомендуем купить объектив с большой светосилой. Нужно учитывать также то, что объективы с постоянным значением диафрагмы (например, объектив Sigma 300-800 со светосилой F/5.6 на любом фокусном расстоянии) превосходят объективы со сменной диафрагмой, когда светосила объектива меняется вместе с фокусным расстоянием.
Минимальная дистанция фокусировки. Этот параметр очень важен при выборе объектива, но только Вы можете знать, какое минимальное расстояние Вам понадобится для съемки. Как правило, объективы высокого качества имеют достаточно маленькую минимальную дистанцию фокусировки, но не всегда. Чтобы проверить минимальную дистанцию фокусировки, измерьте расстояние между фокальной плоскостью объектива и объектом съемки. Производители не всегда предоставляют точные данные.
Элементы объектива. Эффективность работы объектива непосредственно зависит от материала, из которого сделаны его элементы. Использование низкодисперсионного стекла в объективах уменьшает хроматическую аберрацию, которая негативно влияет на контрастность и резкость изображения.
Апохроматические и асферические элементы уменьшают искажения и придают изображению контрастность и резкость. Чем больше таких элементов в объективе, тем лучше. В данном случае Вам придется поверить производителю, поскольку Вы не сможете разобрать объектив, чтобы проверить наличие в нем тех или иных элементов.
Объективы для цифровых камер совместимы не со всеми цифровыми камерами и абсолютно несовместимы с пленочными камерами. Перед тем, как купить объектив, проверьте, можно ли его использовать с Вашей камерой. Некоторые объективы будут работать только с цифровыми камерами с матрицей формата APS. Такие объективы можно также использовать и с пленочными полнокадровыми камерами. В то же время они не совместимы с полнокадровыми цифровыми зеркальными камерами. Поэтому, если Вы снимаете как цифровой, так и пленочной камерой, не используйте объективы, предназначенные только для цифровых камер.
Lens Flare. Это блики, которые возникают на изображениях, полученных при контровом освещении. Эффект lens flare не заметен в окуляре видоискателя и приводит к уменьшению контрастности. Профессиональные объективы имеют специальное покрытие или насадки для подавления эффекта lens flare.
Протестировать объектив можно, сфотографировав объект при контровом освещении.
Хроматическая аберрация. Это дефект в виде цветовой окантовки или ореола, возникающего вокруг контрастных объектов характерен для объективов с низкодисперсионным стеклом. При этом изображение выглядит недостаточно ярким. Этот дефект легче заметить при использовании больших диафрагм.
Проверить объектив на хроматическую аберрацию можно, сделав несколько снимков на открытой местности, сфокусировавшись на высококонтрастном объекте. Хроматическую аберрацию можно увидеть при увеличении отпечатка.
Все объективы имеют хроматическую аберрацию. Этот дефект Вы можете скорректировать в Photoshop или, используя профессиональный объектив, при этом коррекция является минимальной.
Боке. Термин, описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. Характеристики боке можно определить через диски нерезкости. Вне зоны фокуса каждая светлая точка становится диском. Сделайте несколько снимков с зеленью или лесом на расстоянии не меньше 4.5 метров от камеры. Теперь посмотрите на задний план снимка: если Вы видите диск с яркими краями, это означает, что у Вашего объектива плохое боке. Этот параметр является очень субъективным и в этом случае, чем больше светосила объектива, тем лучше боке.
Виньетирование. Этот параметр объектива можно проверить, сделав несколько снимков неба на открытом воздухе. На изображении, сделанном с помощью объектива с хорошими характеристиками виньетирования, освещение должно быть одинаковым по всей площади снимка.
Вес объектива - это параметр, который можно проверить очень просто. Вам нужно сравнить по весу объектив с другими, таким образом Вы сможете выбрать наиболее легкий объектив данной категории.
Конструкция объектива и стандарты сборки являются критериями, которые помогут Вам определить прочность и долговечность Вашего будущего объектива. Дешевые пластиковые объективы уступают объективам из магниевого сплава. Объективы с металлическим байонетом не деформируются, чего нельзя сказать о пластиковых байонетах. Герметические объективы менее восприимчивы к негативному воздействию пыли и влажности, чем негерметические объективы.
Если объектив кажется дешевым, таким он скорее всего и есть. Объектив не должен быть тяжелым, он должен быть прочным и отвечать стандартам сборки. Именно эти критерии лежат в основе качества объектива.
Скорость фокусировки является очень важным параметром для некоторых сюжетов съемки. Поскольку большинство 35-мм пленочных фотообъективов оснащены системой автофокусировки, хочется, чтобы объектив фокусировался быстро и точно. Для проверки этого параметра Вам нужно сделать несколько снимком с объективом, который Вы тестируете. В этом случае Вам понадобится помощник, который будет засекать время с помощью секундомера. Настройте в камере сигнал, который будет сообщать, что камера полностью сфокусировалась. Помощник должен включить секундомер одновременно с нажатием кнопки для начала фокусировки. Остановите секундомер, когда услышите сигнал. Время от нажатия кнопки спуска до сигнала и есть скорость автофокусировки. Чем меньше времени необходимо для фокусировки, тем лучше.
Система стабилизация изображения более характерна для профессиональных объективов. Если Вы используете длиннофокусный 300 мм объектив, стабилизация изображения является очень важным параметром. Но не все системы стабилизации одинаковые. Например, компания Canon имеет три версии системы стабилизации, Nikon - две. Для стабилизации изображения используются также штативы. Поэтому перед тем, как купить объектив с системой стабилизации изображения, проверьте, как она работает.
Эргономика проявляется в удобстве использования объектива. Легко ли поворачиваются фокусировочные кольца? Удобно ли лежит объектив в руках? Можете ли Вы легко поворачивать поляризационный светофильтр, когда на объектив прикреплена бленда? Все эти вопросы очень важны при тестировании объектива, а от ответов зависит качество снимков, сделанных с помощью этого объектива.
Цена является одним из определяющих факторов для каждого фотографа. Рекомендуем сравнить все вышеупомянутые критерии и сопоставить каждый с ценой. Объектив с тремя элементами из низкодисперсионного стекла стоит намного больше, чем такой же с одним элементом. Возможно, в таком случае для Вашего типа фотографий оптимальным вариантом станет объектив с двумя элементами из низкодисперсионного стекла.
Рекомендуем всегда критично относиться к цене. Вы должны знать, за что Вы платите и что Вам нужно от объектива.

Выводы

При тестировании объектива нужно иметь в виду, что современная оптика по своим характеристикам на порядок выше объективов, которые можно было купить еще 30 лет назад. Самые дешевые объективы начального уровня теперь намного лучше самых дорогих профессиональных объективов того времени. В современных объективах представлена усовершенствованная технология зумирования и система автофокуса.
Перед тем, как выбрать объектив, рекомендуем внимательно изучить каждый его параметр и со всем этим багажом знаний сделать оптимальный выбор. И если какой-то "Интернет-гений" на одном из фотофорумов резко раскритикует Ваш выбор, Вы можете смело проигнорировать его, если он не сможет назвать все 15 критериев выбора объектива.

Автор: А. Волгин
Надеюсь статья покажется Вам интересной!

1 комментарий: