суббота, 22 сентября 2012 г.

Критика - дело неблагодарное?


Всем приятного времени суток!

В прошлый раз мы с вами говорили о важности комментариев, о той поддержке, которая необходима нам всем – неважно, новичкам или мастерам. А сегодня я предлагаю обсудить наше отношение к критике и критическим комментариям.
Говорят: «Критика – дело неблагодарное». Говорят, что критика – это плохо, она портит отношения и обижает человека, на которого направлена.
А какие мысли и чувства вызывает у вас критика в адрес ваших работ?
Могу предсказать ваши ответы. Большая половина из них будет начинаться со слов: «смотря какая критика…» или «смотря кто критикует». Угадала? ;)

Говорят: "Никто не любит критики". Это верно и неверно.
Первая реакция на критику как ломку стереотипа всегда отрицательна.
Последующая же различна в зависимости от формы
и от содержания критики. (Илья Шевелев)

Мы, люди, так устроены: мы хотим, чтобы нас хвалили. Да-да, не просто «оценили по достоинству», а именно похвалили. Рукодельницы же, потратившие уйму сил, времени, энергии и материалов на создание какой-либо работы, особенно ревностно относятся к комментариям «общественности» и ее реакции на свои «шедевры».
Кто-то открыто говорит, что плохо переносит критику – «руки опускаются, исчезает желание творить, хочется даже удалить блог», кто-то переносит критические замечания молча со стойкостью оловянного солдатика, а кто-то… Сам просит его покритиковать!
Почему?
Чаще всего в своих блогах (поправьте меня, если это не так) мы слышим лишь приятное о своих работах. «Какая прелесть!», «Как мило получилось!», «Отличная работа!», «Супер!» - вот типичные комментарии наших ПЧ (то есть – тех, кому априори нравится большинство наших работ – иначе был ли смысл становится ПЧ?). Члены ДК чаще всего, оставляют стандартную фразу «Спасибо, что творите вместе с….» или «Спасибо за участие в задании …», а «злопыхатели» - не столь частые гости, чтобы брать их в расчет.
Вот и получается, что если работа в блоге выложена, она получит положительные отзывы. Какой бы они ни была. Нет, в крайнем случае, комментариев просто не будет вообще. Казалось бы – радуйся! Твои работы великолепны!
Мастерица с низкой самооценкой получает поддержку и веру в себя и в свои силы. Но если уверенности в себе и так достаточно, то в самой глубине души зарождается сомнение в том, что все работы без изъянов. Ведь нам с детства говорили: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!». И душа начинает требовать критики.
У скрапперов даже отдельный ЧБ по этому поводу родился, куда люди в очередь выстраиваются, чтобы их поругаликритиковали.
Кстати, если действительно хотите, чтобы люди писали свои замечания и критику – открыто просите об этом в каждом посте! Ведь иногда ваши ПЧ просто не хотят обидеть или сомневаются в том, что будут услышаны. На собственном опыте могу сказать, что «по личной просьбе» критикуют и советуют значительно чаще и охотнее.
Но критика критике – рознь.

Критиковать тоже надо уметь!

Критика только тогда плодотворна, когда она, осуждая,
указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.
(Лев Николаевич Толстой)

Для сравнения два комментария: «Ужасная открытка! Кто так цветочки клеит?! И эта бумага с такой тканью вообще не сочетаются. Не скрап, а уроки труда в начальной школе!» и «На мой взгляд, цветочки на открытке лучше наклеить немного кучнее, а ткань взять более светлую и однотонную, чтобы она не перебивала бумагу».
Думаю, разница очевидна. Первый комментарий – яркий пример неграмотной, деструктивной, да еще и негативно окрашенной критики, после которой вполне может возникнуть желание не просто послать критиковавшего выбросить открытку, но и вообще перестать скрапить.
Второй комментарий иллюстрирует конструктивную критику, вызывающую мысль «надо бы переделать работу», а не «я неудачница и никогда не научусь рукодельничать».
Кстати, если вас критикуют «с наездом» - вам, скорее всего, просто завидуют. Работа (даже с большим количеством ошибок) не вызывает желания переходить на личности, вешать ярлыки и унижать, а вот личность критикуемого  - совсем другое дело.
Известный психолог Дейл Карнеги советовал похвалить человека прежде, чем критиковать его. Лучше всего критику вообще окружить похвалой и акцентом на плюсах работы. То есть, не только сказать, что плохо, но и обязательно отметить, что хорошо. Комментарий должен строиться по схеме: «о плюсах – о минусах – снова о плюсах». Во-первых, человек будет знать, что вы настроены к нему доброжелательно, во-вторых – что вы умеете видеть не только плохое, но и хорошее в работе, и, в-третьих – что в его работе все-таки есть то самое хорошее. J
И помните, что нужно соблюдать баланс – на одну критику – не менее 7 похвал!
Человек с чувством юмора, думаю, не обидится, прочтя комментарий вроде: «У тебя такой хороший вкус, и всегда такие детали продуманные – каждой твоей игрушкой любуюсь. А этот мишка, наверное, начало новой серии «долой идеальность»? :)»
Но верх мастерства в критике – не просто сказать, что плохо, но и подсказать, как нужно сделать, чтобы было хорошо. Ведь назначение критики – не «отругать», не унизить или обидеть человека, а помочь ему увидеть работу чужими глазами, дать возможность исправить что-то, оттолкнуться и расти дальше.
Если вы не хотите превратиться во «врага номер один» - не переходите на личность автора. Не стоит писать «работы у тебя неаккуратные, и руки не из того места растут» (я, конечно, утрирую, но вы же понимаете…). Сосредоточьтесь только на работе. И помните – ваши вкусы и предпочтения могут не совпадать со вкусами и предпочтениями автора.

А судьи кто?
О критиках: Именно те, кто ничего не умеет делать в какой-либо области,
становятся величайшими авторитетами в этой области. (Оскар Уайльд)

Критиковать - значит объяснять автору, что он делает не так,
 как делал бы критик,
если бы умел.

Еще один очень важный вопрос – а кто вообще имеет право критиковать работы? (звучит часто в такой форме: «Да кто она вообще такая, чтобы мне такие замечания делать?!») И почему одним позволено все «разнести в пух и прах», а от других даже маленькое замечание не потерпят?
Как правило, чем выше авторитет человека, тем больше критики он может себе позволить. Согласитесь, слышать критическое замечание от признанного мастера – это одно, а от человека, который еще только делает первые шаги – совсем другое. 
Думаю, такая позиция идет еще с детсадовско-школьных времен: критиковать и делать замечания может только учитель (во взрослой жизни – Учитель, мастер, гуру), а одноклассники (и даже те, кто классом старше) могут только завидовать твоим успехам или смеяться над неудачами. В любом случае, они вряд ли хотят, чтобы ты изменилась к лучшему. Вот и огрызаемся мы привычно в ответ на критические комментарии мастериц нашего уровня или и вовсе новичков. Но кто сказал, что новичок не может быть талантливее нас? Порой просто свежий взгляд со стороны (даже человека далекого от рукоделия) может быть более полезным, чем «замыленный» взор признанного мастера.
Друзьям и близким критиковать позволяется тоже больше, чем знакомым и уж тем более – посторонним. Потому что мы подсознательно настроены на то, что именно они больше всех желают нам добра.

А что в ответ, или Как мы реагируем

            За вежливую и корректную критику нужно поблагодарить человека, кем бы он ни был. А что делать со своей работой решите после. На всех все равно не угодишь, так что советую не только прислушиваться к другим, но и о себе не забывать. 
          Но если вы понимаете, что у критикующего просто «тяжелый день» или он таким образом хочет спровоцировать вас на грубость или ссору – лучше не реагируйте. Или напишите что-то вроде: «Я прочла Ваши замечания. Если у Вас есть желание продолжить наш разговор – напишите мне на е-мейл». Зачастую именно публичность комментариев в блогах так привлекает резких критиков. И если ее не будет, они прекратят нападки.
          А как быть, если критикуют незаслуженно или даже оскорбляют в комментариях? Результативнее всего будет просто промолчать, игнорируя последующие попытки человека добиться от вас ответа. Начнете оправдываться – будете выглядеть виноватой, «наезжать в ответ» - похожей на горе-критика, удалять комментарии – скажут, что они были правдивыми… А чтобы не портилось настроение, вспомните такую фразу: «Где вы видели кошку, которую волнует, что о ней думают мыши?». Мыши – это как раз злобные критики «не по делу».

             В любом случае, какой бы ни была критика – конструктивной или деструктивной, по делу или «вообще», от признанной мастерицы или дилетанта – обижаться на нее точно не стоит. 
          Пусть поводов для обид будет как можно меньше! Конструктивной вам критики и творческого роста!


ЗЫ. Может, есть предложения, о чем хотели бы прочесть/поговорить в следующий раз?

12 комментариев:

  1. Спасибо за хорошую статью.
    Мне самой, когда только начинала скрапить, так не хватало конструктивных замечаний. Сегодня, когда могу уже сама конструктивно (хотя частенько и предвзято) взглянуть на свою работу, порой веселят приятные высказывания, когда вижу свои "косяки". Хотя, с другой стороны, если пробую что-то новое, то такие высказывания, наоборот, бодрят и вдохновляют.
    Сама же не часто комментирую другие работы. Или когда суперски понравилась работа, или когда четко знаю, что могу помочь, и частенько оставляю ссылки в помощь.
    Постараюсь почаще комментировать работы, отмечая все "+" и как исправить "-".
    Девочки, Вы молодцы, что подняли такую тему.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы очень хорошо раскрыли эту тему. Согласна со стаьей. Спасибо Вам за нее!

    ОтветитьУдалить
  3. Оля, здравствуйте. Можно мейл для связи попросить. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за интересную статью! Для начинающих скраперов (для меня в частности) конструктивная критика необходима. Однажды наткнувшись в блогах на заметку об объективных комментариях, повесила себе в блог баннер "ОбКом". К сожалению редкость получить комментарий с замечаниями, а уж с "разбором полетов" тем паче!:) Но заходящий в блог читатель или судья из челлендж-блога не обязаны тратить время, силы на каждого участника.Очень ценю, когда авторитетные для меня мастера оставляют свои заметки с указанием на недочеты или советы, а отзывы в виде "спасибо за участие" откровенно удручают. Если я оставляю комментарии то в основном о понравившемся моменте, а критиковать пока сил не ощущаю)))

    ОтветитьУдалить
  5. Олечка, ты такая молодец, так все правильно написала! Очень интересно! Прочитала на одном дыхании!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо вам всем большое, что не оставляете без внимания мои размышления! :)

    ОтветитьУдалить
  7. Внимательно прочитала статью. Очень интересно изложена. Я полностью согласна. Сама пишу комментарии только к понравившимся работам. Критикой не занимаюсь. Но когда участвую в проектах или конкурсах редко вижу конкретный отзыв о работе. Пишут, что все хорошо или "спасибо за участие". А хотелось бы подробнее узнать. Челлендж -блогов разных много и задания интересные. Но ДК видимо не всегда готовы подсказать где и какие ошибки. Или может другие цели ставят. Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
  8. ПРЕКРАСНАЯ статья!!!! Все в самую суть!!!!

    З.Ы. Вдруг кто зайдет в гости - я НОРМАЛЬНО отношусь к критике!!!)) ГЫ) И буду благодарна)

    ОтветитьУдалить
  9. Статья весьма актуальная. Мне вообще кажется, что большинство рукодельниц создают блог для получения "психологических поглаживаний", которых в жизни им очень не хватает. Ведь большинство сидят дома, нянчат детей и рукоделят, чтобы душу отвести, чтобы показать, что они все еще значимы и необходимы. Поэтому резкое слово может ранить, а вот правильно поданная критика реально помогает увидеть свои минусы и исправить их. Только к сожалению не все готовы к критике в любой форме. Лично мне вообще хочется чтобы именно конструктива было больше в комментариях. Это очень важно, потому что моя цель совершенствование, а без этого никак.

    ОтветитьУдалить
  10. Оля, спасибо огромное за такую чудесную статью!!!
    Критика очень нужна, я часто участвую в задании не с намерением выиграть, а чтоб ко мне зашли и каждый раз я надеюсь на критику.
    КОнечно приятно и нужно получать только положительные комментарии, но и без критики невозможно двигаться дальше!
    Спасибо за совет о просьбе критики. теепрь буду в постах еще просить.

    ОтветитьУдалить
  11. Не согласна с высказыванием, что
    большинство рукодельниц создают блог для получения "психологических поглаживаний".
    Так раз и хочется, чтобы сказали, что мы, начинающие, делаем не так, как перейти от "уроков труда в начальной школе" (а именно этим я с внуками и занимаюсь)к более-менее достойным работам.Книги дороги, в сети можно что-то найти, но читать с экрана неудобно, распечатывать - тоже не всегда есть возможность.
    Спасибо большое тем, кто пишет такие нужные нам замечания.

    ОтветитьУдалить