воскресенье, 20 мая 2012 г.

Волшебство бумагопластики

Здравствуйте, дорогие наши Почетные Рукодельницы! 
Сегодня мы с вами начинаем путешествие в мир различных видов творчества. Искренне надеюсь, что статьи будут для вас не только интересными, но и полезными. Сегодняшний пункт назначения – бумагопластика. 

  Я уверена, что все вы в своей жизни сталкивались с этим искусством. Даже мастерицы, которые не имеют никакого отношения к скрапу, квиллингу, кардмейкингу. Подумайте сами, разве в школьные годы, на скучных уроках или громких переменках, вы не делали забавные поделки из бумаги всего лишь сгибанием по линиям. Или еще более простой пример, ведь каждый из нас в детстве пускал кораблики, в открытое плаванье по просторам луж или ванн. ))) Сейчас мы поближе познакомимся с этим удивительным волшебством. Добро пожаловать в мир бумаги!
Источник
  Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумагопластика. На сегодняшний день, в ее состав входит как оригами, так и квиллинг, но основным направлением остается схожесть со скульптурой. Существенным отличием от скульптуры является то, что в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета.
  История данного промысла на Востоке уходит вглубь веков, неразрывно связываясь с историей возникновения самой бумаги. В Европе первые абстрактные объемно-пространственные построения из бумажной плоскости возникают лишь в XX в. в среде русских конструктивистов. Философскую базу к особому пониманию плоскости в изобразительном пространстве подготавливает Казимир Малевич. Владимир Татлин в «Контррельефах» выносит плоскости из живописного в реальное трехмерное пространство. Александр Родченко использует в своих абстрактных объемно-пространственных построениях бумагу. Его бумагопластика является трехмерным прочтением изобразительного пространства.

Источник
  Сегодня наряду с выделенными конструктивными приемами в бумагопластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка, – существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования. Биговка (бытовой аналог – линейное продавливание) и фальцовка (складывание) – пара приемов трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент – ребро жесткости. Приемы прорезей и разрезов предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы. Склейка – удобная форма монтажного соединения бумажных плоскостей.
  В восточной культуре освоение бумажной плоскости всегда осуществлялось через логику движения руки, поэтому традиционные складчатые структуры имеют закономерности сложенного пополам квадрата бумаги. Для европейской бумагопластики немалое значение в организации объемно-пространственных структур имеют исторически сложившиеся системы пропорционирования, которые используются художниками в целях гармонизации геометрии структуры и нахождения совершенного звучания структурных элементов.

Удивительный это материал – бумага: натуральный, благородный и какой неожиданно пластичный! История бумагопластики, неотрывно связана с происхождением самой бумаги. Именно об этом мы и продолжим говорить.

  Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105г. н. э. Цай Лунем; однако результаты современных археологических исследований в Китае отодвигают эту дату на II век до нашей эры. Рецепт бумаги Цай Луня был таков: растолочь волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку; смешать с водой и получившуюся массу выложить на форму (деревянная рама и сито из бамбука); после сушки на солнце эту массу разгладить с помощью камней. В результате получались прочные листы бумаги. После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться: для повышения прочности добавлялись крахмал, клей, естественные красители и т. д. В начале VII в.  способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии; спустя 150 лет через военнопленных попадает к арабам. В VI—VIII вв. производство бумаги осуществляется в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии.  в XI—XII вв. бумага появляется в Европе, где вскоре заменяет животный пергамент. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII в. размалывающего аппарата — ролла.
Образец древней бумаги Китая
  С именем  Н. Л. Робера (Франция) связано изобретение в 1799 г. бумагоделательной машины, который механизировал отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжили работу над механизацией отлива и в 1806 г. запатентовали бумагоделательную машину. С XX в. производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов. Несмотря на автоматизацию производства бумаги, до сих пор живо ее старинное ручное  литье. Такая бумага обладает уникальными пластикой, фактурой, тектоникой, цветовыми решениями, порой, заложенными в самой технологии смешения разных по составу и происхождению исходных компонентов; она  часто не требуют чернил и краски для формирования художественного произведения, самостоятельно являясь предметом искусства.

Ну а теперь, перейдем непосредственно к краткому ознакомлению с техниками бумагопластики и созерцанию красоты сделанной руками мастериц.

Оригами

Источник
Источник
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.

Источник
Квиллинг
Источник
Квиллинг (бумагокручение) – модное направление, скручивание фигурок (спиралек) из тонких бумажных полосок. На английском языке это рукоделие называется "quilling" — от слова "quill" или "птичье перо". Сначала изготавливаются отдельные элементы в виде спиралей, капелек, треугольников и т.д. В последствии, из них складываются более сложные картинки.

Источник
Хандигырим - бумажная живопись

Источник
Искусство хандигырим (или бумажная живопись) похоже на акварель или масляную живопись. Данное направление полностью основано на уникальных свойствах материала, оригинальной корейской бумаги ручного производства - ханди. Картина составляется из разноцветных кусочков бумаги. Кусочки бумаги вырываются из размоченного в нужных местах листа ханди.

Источник
Киригами

Киригами - вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: 切る (киру) — резать, (ками) — бумага.

Источник
Вытинанка

Каждый из нас хотя бы раз в жизни вырезал из бумаги новогодние снежинки, не подозревая, что занятие это называется вытинанкой (выцинанкой). Сегодня это целое направление в народном творчестве. Вообще, это вырезанные из бумаги орнаменты («вытинать» от белорусского «тщательно вырезать»). В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание.

Айрис-фолдинг - радужное складывание
Источник

Айрис фолдинг (Iris Folding) появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем:
1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.
2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответсвии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.
3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Источник
Техника tunnel book
Это новая техника пока ещё не имеет аналога в русском звучании. Но суть её хорошо прослеживается из английского названия — «Тоннель» или «Туннель» — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» хорошо передают ощущение тоннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом. Первая «книга» была датирована серединой ХVIIIв. и являлась воплощением театральных сцен.

Как вы можете видеть, техник великое множество. Все они, безусловно, очень хороши, но некоторые просто впечатляют своим изяществом, красотой и оригинальностью.
С историей и техниками разобрались. Мне хотелось бы рассказать вам о мастерицах-волшебницах (по другому, назвать их не могу) которые творят необыкновенную красоту из обычной офисной бумаги и даже … туалетной…)))))

Источник
Светлана Чурсина
 Она уже не первый год осваивает технику миниатюрной скульптуры из туалетной бумаги. Это направление учительница изобразительного искусства, которая уже 20 лет преподает историю костюмов, а также живопись, скульптуру и декоративно-прикладную композицию в донецкой школе искусств №1, придумала сама. А все для того, чтобы доступно показать своим ученикам стили одежды разных веков.
«Идея делать фигуры из туалетной бумаги пришла ко мне пять лет назад. Была у меня в школе талантливая группа. С этими ребятами мы жили творчески одной семьей: искали новые техники, новые подходы, интересно проводили уроки. И случился такой момент, когда мне захотелось детей удивить. Во время учебы мне лучше всего давалась скульптура — из пластилина и глины. Но это уже пройденный этап. Я старалась найти свою технику, и не только дабы удивить своих учеников, но и для того чтобы самой интересно было работать и развиваться в этом направлении. И однажды в журнале я нашла интересные снимки: девушка делала фигурку балерины из салфеток. Я подумала, что если такая красота получается из салфеток, то почему бы не попробовать использовать туалетную бумагу», — поделилась Светлана Чурсина.

Тристан и Изольда
Источник
Источник
Донецкая мастерица для создания своих скульптур использовала воду с клеем ПВА. «Сначала надо сделать из проволоки каркас. Потом нарезать кусочки бумаги и, обмакивая обильно в клее, разведенном в воде, обматывать каркас. Технология похожа на то, как в древности пеленали мумий. Обязательно надо время, чтобы слои основательно подсохли — на это в среднем необходимо не меньше суток. Далее нужно нарастить мышечную массу на будущую скульптуру. От каркаса до наращивания мышечной массы, если не торопясь, должно пройти пять дней, чтобы клей хорошо высох. Потом корректируется форма, находится поза. Уже на этом этапе надо определиться с постановкой тела, потому что дальше каркас уже не будет гнуться, и не получится придать нужную форму. Далее надо думать над лицом, прической, одеждой. Я в процессе работы всегда меняю свое видение: делаю одно, а в итоге получается совершенно другая скульптура», — рассказала она о процессе создания бумажных фигурок. Все работы Светлана предпочитает делать небольшими — до 20 сантиметров. Если сделать конструкцию высокой, то велика вероятность, что она развалится.

Ася Гонца
Источник
Модель исторического
костюма эпохи Рококо
Источник
Ася Гонца - украинская художница из Черкасс, создает восхитительных кукол и очаровательные маски из бумаги с помощью ножа и клея. Раньше она работала в Черкасской детской школе искусств, в которой в свое время и сама училась. А сейчас  работает в   Арт-студии «Глория», где продолжает обучать детей. Мастерица бумажной пластики творит настоящие чудеса из бумаги. Творит она в основном по ночам, так как днем работает, и времени на творчество не остается. Именно поэтому свои работы она называет отголосками прожитого дня и настроения, сопровождающего этот день.

Маска “Зоряна”
Источник
По размеру работы художницы небольшие, и мелкие детали изготовлены с ювелирной точностью. Для изготовления прелестных бумажных созданий помимо бумаги требуется скальпель, линейка, карандаш, специальный клей, не оставляющий следов (Ася выдавливает его из одноразового шприца), канцелярские зажимы для бумаги. А остальное – это руки художницы, глаза, воображение, фантазия... Ася Гонца признается, что не может равнодушно смотреть на свои работы, ведь в них вложено так много ее работы, ее души… Уникальный мастер художественной магии бумаги! 



К слову, я влюблена в бумагу. Да-да, это самая настоящая любовь!))) Готовясь к написанию статьи, перешерстила чуть ли не весь интернет. К сожалению блог не резиновый и все я рассказать не могу, но надеюсь, что смогла заинтересовать вас и подарить капельку вдохновения для создания уже ВАШИХ личных шедевров. Творите с радостью!)) 
Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!

10 комментариев:

  1. Очень познавательная статья. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно было и посмотреть, и почитать. Нашла очень много интересного для себя. Поняла, что за некоторые техники все-таки не возьмусь. А вот с "Туннелем" уже знакома и силы опробовала. Получается всегда замечательно и впечатляет всех зрителей. Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
  3. Как интересно!!! Я и не знала, что из бумаги можно столько всего делать)))

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за приятные отзывы)))

    ОтветитьУдалить
  5. Леночка, спасибо большое за познавательную статью! Очень понравилась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо)))) В приятном коллективе приятно работается)))

      Удалить
  6. Лена очень интересная статья! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Всем спасибо)) Очень-очень рада что понравилось)

    ОтветитьУдалить