Добрый день!
Источник |
Источник |
В этом месяце в нашем блоге прекрасная Франция. Мне пришлось поразмыслить над тем, что же вам рассказать новенького о рукоделии франции, а потом мне на глаза попалась кукла в красивом наряде и меня осенила мысль. Надеюсь, вы меня простите. Сегодня не будет никаких техник и видов рукоделия, но зато я позволила себе вернуться в детство, когда мы одевали своих кукол, шили им наряды, хотели такие же настоящие и мечтали стать модельерами (ну я так точно мечтала). Оказывается королевы и аристократки тоже любили кукол. Вот об этом и поговорим. В качестве объекта вашего внимания предлагаю французкую куклу Пандору.
Источник |
Как говорила модистка
французской королевы Марии Антуанетты, "новое - это хорошо забытое
старое". Еще в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали
небольшие глиняные раскрашенные фигурки. Однако считается, что "модные
куклы" (Fashion dolls) впервые появились во Франции. Они служили для
демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили
фасоны и детали одежды, долгое время с успехом заменяя появившиеся гораздо
позже глянцевые журналы мод.
Источник |
Еще в XIV веке английская
королева регулярно отправляла в Париж за такими куклами своих послов. В 1396
году придворный портной французского короля написал расписку о получении 450
франков за пошив гардероба для модной куклы в подарок английской королеве. По
тем временам сумма весьма значительная, что позволяет предположить, что куклу
изготовили в натуральную величину, по размерам царственной особы: Когда король
Франции Генрих IV женился на итальянке Марии Медичи, он послал ей несколько
модных кукол в роскошных платьях, желая поразить невесту изысканностью жизни
французского двора.
Секреты Пандоры
Источник |
Самые первые модные куклы
служили аристократическим забавам, поэтому они намного лучше и богаче одеты,
чем обычные игровые куклы того же времени. Но вскоре пара модных кукол
поселилась не только в домах у великосветских дам. Их называли Большая и
Маленькая Пандора - в честь мифологической красавицы, неосторожно открывшей
сундук с несчастьями, которые, как известно, разлетелись по всему свету. В
данном случае подразумевалось, что парижские Пандоры открыли сундуки с
нарядами, а несчастья, как в сказке, превратились в красоту, радующую глаз: в
пышные кружевные юбки, блестящие
атласные ленты и бархатные
раструбы платьев.
Эти куклы и их наряды в
самом деле разлетались по свету, добравшись даже до далекого Петербурге
(Большая Пандора императрицы Марии Федоровны хранится сейчас в Гатчинском
дворце: на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели
которого, предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской
королевы Марии-Антуанетты). Обычно Большая Пандора демонстрировала роскошные
придворные наряды (позже - одежду на выход), а Маленькая - уютные домашние
платья. Обе были ненасытными модницами: для них специально заказывали шляпы,
платья, чулки, ботинки, делали прически и ювелирные украшения.
Источник |
То, что начиналось как
прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и
торговли. Французские дома мод посылали "модных" кукол в Англию,
Германию, Испанию, Италию. Иногда - лишь на короткий период, исключительно для
того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически.
Так, на ежегодной
двухнедельной ярмарке della Sensa, проходившей на площади Сан Марко в Венеции
вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, а
в течение следующего года месяцев местные портные старательно копировали и
увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля.
Золотой восемнадцатый
Расцвет модных кукол пришелся на XVIII
столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и
процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо
интересовались новыми фасонами и тканями. Модная французская торговля не
прекращалась даже во время войны за Испанское наследство в начале XVIII века,
хотя Англия и Франция тогда были противниками, и логично было бы ожидать, что
это станет препятствием для подобных "легкомысленных" обменов. В 1704
году, в самый разгар войны, один из французских генералов писал:
"Эпизод, достойный того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории:
министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный
"зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Договор пользовался
непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между
Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда
оставался в полной безопасности". Впрочем, трудно представить, какой
опасности могли подвергаться эти очаровательные создания: их тонкие лица из
прекрасного фарфора и безупречные тела из кожи козленка с женственными
формами, скорее, навевали мысли о радостях и красоте жизни, чем о борьбе и
противостоянии. После войны французский посол в Лондоне
господин Дюбуа заказал парижской белошвейке мадмуазель Филон большую куклу с
последними моделями нарядов для лондонских дам. В письме он заметил, что
англичане живо интересуются даже тем, что нынче носят под юбками, и просил
также выслать образцы нижней одежды.
Вслед за Пандорами модные куклы завоевывали
все больший рынок. Известные модистки дарили таких кукол своим клиенткам и
регулярно присылали для них наряды, надеясь получить выгодный заказ.
Немногие оставляли память о своих
произведениях, но среди этих описаний сохранились аписки модистки королевы
Марии Антуанетты. Например, о кукле, отправленной в качестве рождественского
подарка дочери одной из придворных дам: "Это была большая кукла с пружинами,
хорошо сделанными ногами и очень хорошим париком. На ней надета прекрасная
льняная женская сорочка, шелковые чулки и длинный корсет на косточках.
Бальное платье из газа, парчи, муслина и кружев".
Кстати, Французская Революция, казнившая
королеву, не положила конец благосостоянию ее знаменитой модистки: некоторое
время она вела бизнес в Лондоне и обшивала богатых француженок-эмигрантов,
бежавших от революционного террора, выполняла заказы царствующих дворов
Европы, в том числе и русского.
Революция не слишком затронула и судьбу
французских модных кукол - скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие
французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния,
отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То,
что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало
для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных
вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было
достаточно много в Англии. А в 18 веке они начали пересекать Атлантику, чтобы
популяризировать "английскую моду" в Америке, о чем свидетельствуют
многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того
времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в
богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.
В XIX веке модных кукол изготавливались
фирмами Jumeau, Bru и другими - с головами из неглазированного фарфора, с
деревянными или кожаными (из кожи козлят) телами. Однако самым известным
фабрикантом, выпускавшим "модных" кукол, стал Франсуа Готье
(Francois Gaultir).
История Франсуа Готье
Он родился в 1837 году в г. Бери, в семье
владельца небольшой фарфоровой лавки, который много лет проработал на фарфоровой
фабрике, знал секреты этого производства и передал их сыну. В 1857 году
Франсуа женился на дочери фарфорового фабриканта, и от этого брака родились
семеро детей: сыновья и Eugene Louis (1857) и Еmile-Jules (1860), а также
пятеро дочерей.
В 1867 году Франсуа Готье построил
фарфоровую фабрику в Сан Морис (Saint Maurice), где, кстати, провел всю свою
жизнь. В
Когда во время франко-прусской войны в 1870
году Париж оказался в осаде, Готье не коснулась эта беда, и, в отличие от
столичных коллег, он сохранил и даже развил свой бизнес. На международной
выставке в Париже в 1878 году Готье получил серебряную медаль, в а двумя
годами позже - бронзовую в Брюсселе.
В 1882 он передал компанию старшему сыну
Евгению-Луису (Eugene-Louis Gaultier), и она получила название Gaultier and
Fils Aine (Готье и Старший сын). Эта фирма завоевала серебряную медаль в Амстердаме
в 1883 году, а также серебряную в Ницце (1884). Куклы фирмы Готье всегда
маркировались, и сегодня довольно легко идентифицировать даже по времени
выпуска. Так, те куклы, которые были изготовлены до 1888 года, носили
инициалы FG и номер, обозначающий размер. После 1888 года буквы FG
размещались в специальном "свитке" - фамильном символе компании.
Отойдя от кукольных дел, Франсуа Готье стал
мэром города Сан Морис и занимал эту должность до 1892 года.
Конкурентная борьба с кукольными производителями
Германии, которая обострилась с начала 1890-х, вызвала серьезный кризис,
коснувшийся и братьев Готье. В 1899 году они отказались от своего
производства, патентов, независимости, чтобы стать совладельцами и
акционерами S.F.B.J. (Союз французских производителей кукол и игрушек -
Societe Francaise de Fabrication de Bebe and Jouets, в который входили 8
известных французских фабрикантов).Готье обменяли все это на 100 акций новой
компании (что составляло 2.3% ее капитала), но эти перемены в итоге ничего им
не принесли. Фирма вскоре прекратила свое существование, а компания S.F.B.J.
закрылась в 1925 году.
В начале XX века французские модные куклы
"отправились на покой" и окончательно поселились в коллекциях и
музеях, когда им на смену пришли многочисленные журналы мод, бумажные куклы и
живые манекенщицы.
Вот и сейчас мы с умилением смотрим на кукол, их коллекционируют, создают для них одежду, создают музеи, а главное, ими играют дети))))
Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena! |
Елена, огромное спасибо за такую интересную статью. признаюсь честно. впервые для себя открыла эту куклу, даже не слышала о такой...Еще раз огромное спасибо.
ОтветитьУдалить