Добрый день, Почетные Рукодельницы!
Сегодня я расскажу про искусство, о котором вы, несомненно, слышали, а может быть и знакомы лично. Как вы наверняка уже поняли по названию статьи, это искусство зовется батик. Начнем как всегда с истории возникновения.
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска»[2]. Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
По легенде один из небесных покровителей Индонезии спустился на остров Яву. И увидел, что не весело живётся людям, нет ярких красок и весёлых узоров. Решил он помочь людям.
Раскинул по полям изысканные ткани, сгустил разноцветные тучи, и сотни пчёл устремились к нему, неся по капельке воск. Пустился в пляс небесный покровитель, щедро, разбрызгивая, принесённый воск – тик-тик-тик, и, оставляя причудливый рисунок, следов своих. Хлынул красками дождь – зелёная, как листва, жёлтая, как солнце, синяя, как небесная лазурь…
Так люди узнали об этом прекрасном искусстве росписи.
Слово
«Batik» – индонезийское слово. Оно обозначает: «разрисовать ткань» (ba – хлопчатобумажная ткань, tik – «точка» или «капля»).
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Самые древние образцы найдены в Египте и датируются V веком н.э. Среди других находок, относящихся к глубокой старине - японские ширмы периода Нара (646-794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Искусство росписи ткани развивали много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чантинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускает в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску.
Рост интереса к Востоку, его философии и культуре в начале ХХ века повлек за собой мощную волну увлечения батиком во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. В 1900 году на Парижской международной выставке впервые были продемонстрированы работы в стиле батик. И это искусство навсегда покорило сердца европейцев, став, действительно, вневременным.
В нашу страну батик пришел в IXX веке и приобрел необычайную популярность в эпоху модерна. Он стал незаменимым атрибутом украшения декадентских салонов. Шелковые абажуры светильников создавали загадочную игру света и тени.
Дальше подробнее о техниках, материалах, пошаговая инструкция и потрясающие фото-вдохновения. Все это под катом!))
Это искусство, как и многие другие, имеет несколько техник батика: горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. Сейчас мы кратко познакомимся с ними.
Холодный батик
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы под разные виды тканей. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение и именно её сейчас чаще всего называют словом "батик", так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Свободная роспись с применением солевого раствора
Идея этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
Техника Шибори
«Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, а там соответственно не обходиться без оригами (складывания, но не бумаги, а самой ткани). Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! Но результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.
Итак, что же нам понадобится для создания шедевров из ткани? Давайте перейдем от истории и техник к материалам.
Первое без чего невозможно работать это - конечно же,
ткань. Чаще всего для росписи используют разные виды шелка, хотя выбор ткани зависит от изделия и его предназначения. С помощью батика можно нанести незамысловатый рисунок даже на футболку из хлопчатобумажной ткани. Для более изысканных и высокохудожественных работ потребуются более благородные ткани: креп-жоржет, натуральный шелк – хаботай, жаккардовый шелк, крепдишин, твия, понже, шифон, дюпон… Если вы хотите расписать абажур, постельное белье или шторы – выбирайте более плотную непрозрачную ткань. Для одежды, платков и наволочек подойдет непрозрачный плотный шелк, а для блузок и шарфов – тонкий и прозрачный материал.
Для росписи по ткани потребуется
деревянная рама, на которую с помощью канцелярских кнопок, кнопок-гвоздиков или мебельного степлера натягивается ткань. Раму для работы можно подобрать как раздвижную (регулирующуюся по размеру), так и цельную (постоянного размера). Разборная, или раздвижная рама более удобна для работы: она позволяет регулировать нужный размер рамки для каждой работы. Для начинающих можно использовать деревянные круглые пяльцы, которые могут служить декоративной рамкой для работ.
Своеобразным разграничителем деталей рисунка служит
резерв – горючее вещество довольно плотной консистенции (прозрачный или черный). Наносится на ткань он с помощью стеклянной трубочки – прямой (без резервуара) или с шарообразным резервуаром и загнутым концом. Лучше иметь в запасе несколько таких трубочек с разным диаметром отверстий – для нанесения широких и тонких линий.
Кисти лучше использовать беличьи и колонковые – разных размеров (в зависимости от величины плоскости росписи) и формы (круглые и плоские).
Для работы по ткани подойдут
наборы красителей «Гамма», акриловые краски, краски Marabu – в тубах и баночках, жидкие краски для шелка. Поскольку традиционным набором из 6 цветов при работе над картиной вам не обойтись, потребуется создание дополнительных оттенков, приготовьте палитру, желательно белого цвета. Можно использовать специальную палитру с мерными стаканчиками, хотя для работы вполне подойдет обычное большое фарфоровое блюдо.
Прежде чем приступить к работе, ткань перед росписью следует промыть в содовом растворе (1 ст. ложка соды – на 10 л воды), чтобы смыть с ткани все промышленные добавки. Если под рукой нет соды, можно просто постирать ткань и прогладить – чтобы краска хорошо растекалась и прникала в волокна ткани при нанесении рисунка. Ткань, подготовленная к росписи, закрепляется на раме: сначала по углам, натягивая края, затем – середины противоположных сторон. Дальше – от середины к углам. Ткань на раме должна быть натянута максимально, без провисаний, чтобы результат работы вас не огорчили.
Пошаговая инструкция
1. Оборудование места для работы. Желательно, чтобы помещение, в котором собираетесь творить, хорошо проветривалось.
2. Выбор размера, формы, формата и темы работы.
3. Выполнение эскиза на бумаге простым карандашом.
4. Перенесение картинки на ткань.
Для этого лист с рисунком закрепляют булавками с изнаночной стороны ткани. Сквозь прозрачную и полупрозрачную ткань он будет хорошо различим. Если ткань плотная и непрозрачная, можно воспользоваться копировальной бумагой. На ткань рисунок можно наносить графитным (простым) карандашом 2 М – 4 М или фломастером, совпадающим с цветов контура, только очень аккуратно, чтобы жирные линии не выглядывали из-под резервирующего контура.
5. Оформляем картину в цвете, но не так, чтобы она напоминала раскраску. Чтоба получилось настоящая живописная картина, следует поиграть с цветами и техниками нанесения рисунка. Плавные переходы цветов от светлого к темному, необычные оттенки, интересные орнаменты, оригинальные сюжеты и детали помогут воплотить самые сложные идеи и творческие замыслы.
Маленькие хитрости
В росписи ткани существует множество дополнительных приемов и хитростей, позволяющих создавать интересные и весьма необычные эффекты. Непредсказуемые разводы и пятна на ткани можно создать с помощью обычной поваренной соли и мочевины. В местах, куда попали гранулы мочевины, появятся светлые пятна с разводами, а там, где оказались крупинки соли, образуются более темные пятна. Красивые эффекты можно создать и с помощью сухих красителей, рассыпанных на влажной поверхности ткани. Для создания эффекта ореола, расплывчатости изображения, можно воспользоваться феном, направив горячую струю воздуха на влажную поверхность ткани. С помощью этих нехитрых секретов можно придать своей работе более сложную и живописную структуру.
В ходе поиска информации для статьи наткнулась на очень хороший блог о батике. Рассказано все в мельчайших подробностях. Поэтому если вас заинтересовала эта техника добро пожаловать сюда.
Также хочу добавить, что до написания статьи знала о красоте батика, но даже не предполагала масштаба и величия этого искусства. Мне хотелось рассматривать фото еще и еще, всю ночь напролет. Насмотревшись на великолепные работы, мне хотелось добавить все фото в стать, написать обо всем поподробнее, от выбора ткани, резерва и красок, до рисунка. Не знаю, наберусь ли смелости сама сделать что-то подобное, но очень надеюсь что Вы, наши дорогие Почетные Рукодельницы, однажды возьмете в руки кисть и создадите шедевр (если еще не создали))). Очень хочется верить, что наша статья подтолкнет Вас к этому шагу). Ну и конечно, еще немного фото для вдохновения.
По материалам сети Интернет. Основные источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий