понедельник, 20 августа 2012 г.

Его Величество Батик

Добрый день, Почетные Рукодельницы!

Сегодня я расскажу про искусство, о котором вы, несомненно, слышали, а может быть и знакомы лично. Как вы наверняка уже поняли по названию статьи, это искусство зовется батик. Начнем как всегда с истории возникновения.

Источник
Источник
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска»[2]. Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
По легенде один из небесных покровителей Индонезии спустился на остров Яву. И увидел, что не весело живётся людям, нет ярких красок и весёлых узоров. Решил он помочь людям.

Раскинул по полям изысканные ткани, сгустил разноцветные тучи, и сотни пчёл устремились к нему, неся по капельке воск. Пустился в пляс небесный покровитель, щедро, разбрызгивая, принесённый воск – тик-тик-тик, и, оставляя причудливый рисунок, следов своих. Хлынул красками дождь – зелёная, как листва, жёлтая, как солнце, синяя, как небесная лазурь…
Источник
Источник
Так люди узнали об этом прекрасном искусстве росписи.
Слово «Batik» – индонезийское слово. Оно обозначает: «разрисовать ткань» (ba – хлопчатобумажная ткань, tik – «точка» или «капля»).
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Самые древние образцы найдены в Египте и датируются V веком н.э. Среди других находок, относящихся к глубокой старине - японские ширмы периода Нара (646-794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.

Источник
Источник
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Источник
Источник
Искусство росписи ткани развивали много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чантинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускает в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску.
Источник
Источник
Рост интереса к Востоку, его философии и культуре в начале ХХ века повлек за собой мощную волну увлечения батиком во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. В 1900 году на Парижской международной выставке впервые были продемонстрированы работы в стиле батик. И это искусство навсегда покорило сердца европейцев, став, действительно, вневременным.

В нашу страну батик пришел в IXX веке и приобрел необычайную популярность в эпоху модерна. Он стал незаменимым атрибутом украшения декадентских салонов. Шелковые абажуры светильников создавали загадочную игру света и тени.

Дальше подробнее о техниках, материалах, пошаговая инструкция и потрясающие фото-вдохновения. Все это под катом!))


Это искусство, как и многие другие, имеет несколько техник батика: горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. Сейчас мы кратко познакомимся с ними.

Источник
Холодный батик
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы под разные виды тканей. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.


Источник
Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение и именно её сейчас чаще всего называют словом "батик", так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.


Источник
Свободная роспись с применением солевого раствора

Идея этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.


Источник
Техника Шибори
«Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, а там соответственно не обходиться без оригами (складывания, но не бумаги, а самой ткани). Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! Но результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.


Итак, что же нам понадобится для создания шедевров из ткани? Давайте перейдем от истории и техник к материалам.
Источник

Первое без чего невозможно работать это -  конечно же, ткань. Чаще всего для росписи используют разные виды шелка, хотя выбор ткани зависит от изделия и его предназначения. С помощью батика можно нанести незамысловатый рисунок даже на футболку из хлопчатобумажной ткани. Для более изысканных и высокохудожественных работ потребуются более благородные ткани: креп-жоржет, натуральный шелк – хаботай, жаккардовый шелк, крепдишин, твия, понже, шифон, дюпон… Если вы хотите расписать абажур, постельное белье или шторы – выбирайте более плотную непрозрачную ткань. Для одежды, платков и наволочек подойдет непрозрачный плотный шелк, а для блузок и шарфов – тонкий и прозрачный материал.

Источник
Для росписи по ткани потребуется деревянная рама, на которую с помощью канцелярских кнопок, кнопок-гвоздиков или мебельного степлера натягивается ткань. Раму для работы можно подобрать как раздвижную (регулирующуюся по размеру), так и цельную (постоянного размера). Разборная, или раздвижная рама более удобна для работы: она позволяет регулировать нужный размер рамки для каждой работы. Для начинающих можно использовать деревянные круглые пяльцы, которые могут служить декоративной рамкой для работ.

Трубочки для резерва
Своеобразным разграничителем деталей рисунка служит резерв – горючее вещество довольно плотной консистенции (прозрачный или черный). Наносится на ткань он с помощью стеклянной трубочки – прямой (без резервуара) или с шарообразным резервуаром и загнутым концом. Лучше иметь в запасе несколько таких трубочек с разным диаметром отверстий – для нанесения широких и тонких линий.

Источник
Кисти лучше использовать беличьи и колонковые – разных размеров (в зависимости от величины плоскости росписи) и формы (круглые и плоские).

Источник
Для работы по ткани подойдут наборы красителей «Гамма», акриловые краски, краски Marabu – в тубах и баночках, жидкие краски для шелка. Поскольку традиционным набором из 6 цветов при работе над картиной вам не обойтись, потребуется создание дополнительных оттенков, приготовьте палитру, желательно белого цвета. Можно использовать специальную палитру с мерными стаканчиками, хотя для работы вполне подойдет обычное большое фарфоровое блюдо.

Прежде чем приступить к работе, ткань перед росписью следует промыть в содовом растворе (1 ст. ложка соды – на 10 л воды), чтобы смыть с ткани все промышленные добавки. Если под рукой нет соды, можно просто постирать ткань и прогладить – чтобы краска хорошо растекалась и прникала в волокна ткани при нанесении рисунка. Ткань, подготовленная к росписи, закрепляется на раме: сначала по углам, натягивая края, затем – середины противоположных сторон. Дальше – от середины к углам. Ткань на раме должна быть натянута максимально, без провисаний, чтобы результат работы вас не огорчили. 

Пошаговая инструкция 

1. Оборудование места для работы. Желательно, чтобы помещение, в котором собираетесь творить, хорошо проветривалось.

2. Выбор размера, формы, формата и темы работы.

3. Выполнение эскиза на бумаге простым карандашом.

4. Перенесение картинки на ткань.

Для этого лист с рисунком закрепляют булавками с изнаночной стороны ткани. Сквозь прозрачную и полупрозрачную ткань он будет хорошо различим. Если ткань плотная и непрозрачная, можно воспользоваться копировальной бумагой. На ткань рисунок можно наносить графитным (простым) карандашом 2 М – 4 М или фломастером, совпадающим с цветов контура, только очень аккуратно, чтобы жирные линии не выглядывали из-под резервирующего контура.

5. Оформляем картину в цвете, но не так, чтобы она напоминала раскраску. Чтоба получилось настоящая живописная картина, следует поиграть с цветами и техниками нанесения рисунка. Плавные переходы цветов от светлого к темному, необычные оттенки, интересные орнаменты, оригинальные сюжеты и детали помогут воплотить самые сложные идеи и творческие замыслы.
Маленькие хитрости
Источник
Источник
В росписи ткани существует множество дополнительных приемов и хитростей, позволяющих создавать интересные и весьма необычные эффекты. Непредсказуемые разводы и пятна на ткани можно создать с помощью обычной поваренной соли и мочевины. В местах, куда попали гранулы мочевины, появятся светлые пятна с разводами, а там, где оказались крупинки соли, образуются более темные пятна. Красивые эффекты можно создать и с помощью сухих красителей, рассыпанных на влажной поверхности ткани. Для создания эффекта ореола, расплывчатости изображения, можно воспользоваться феном, направив горячую струю воздуха на влажную поверхность ткани. С помощью этих нехитрых секретов можно придать своей работе более сложную и живописную структуру.
Источник
Источник
В ходе поиска информации для статьи наткнулась на очень хороший блог о батике. Рассказано все в мельчайших подробностях. Поэтому если вас заинтересовала эта техника добро пожаловать сюда.

Также хочу добавить, что до написания статьи знала о красоте батика, но даже не предполагала масштаба и величия этого искусства. Мне хотелось рассматривать фото еще и еще, всю ночь напролет. Насмотревшись на великолепные работы, мне хотелось добавить все фото в стать, написать обо всем поподробнее, от выбора ткани, резерва и красок, до рисунка. Не знаю, наберусь ли смелости сама сделать что-то подобное, но очень надеюсь что Вы, наши дорогие Почетные Рукодельницы, однажды возьмете в руки кисть и создадите шедевр (если еще не создали))). Очень хочется верить, что наша статья подтолкнет Вас к этому шагу). Ну и конечно, еще немного фото для вдохновения.
Источник
Источник
Источник
Источник

Источник
Источник
Источник

Источник
Источник
Источник
Источник

Источник

Источник


Источник
Несколько ссылок на сайты с очень красивыми работами:
Работы Соколовой Надежды
Очень много батика разных мастериц
Чудные города Ларисы Виницкой
Батик Елены Вередниковой

Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!

По материалам сети Интернет. Основные источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий